Найти в Дзене

Свет забытой Непрядвы. Часть 3

В данном декабрьском номере журнал «Неоновый Город» заканчивает публикацию краткого варианта исторической монографии лебедянского краеведа Николая Скуратова, рассказывающую о поисках исторического места Куликова Поля. По мнению автора, оно находится у околицы села Перехваль Данковского района Липецкой области.

Продолжение. Начало в №№ 115, 116 или смотрите по ссылке

Находки на перехвальском поле

В последние десятилетия перехвальцы особого внимания на ископаемые находки не обращали. Да и кто из них мог знать, к каким событиям относятся кости, случайно вывороченные экскаватором, или боевой топор, найденный на собственном огороде. Археологи в Перехваль не заглядывали, они охотно раскапывали сарматские городища и курганы на берегах Дона.

Наконечники  стрел, найденные на лебедянских полях, на которых произошла Куликовская битва
Наконечники стрел, найденные на лебедянских полях, на которых произошла Куликовская битва

Наконечники сулиц из села Перехваль
Наконечники сулиц из села Перехваль

Эти наконечники пришли к нам через века из ствола липы, засохшей на подворье Виктора Чаплыгина. Не стану утверждать, что липа ровесница Куликовской битвы, однако ствол был размером в два обхвата. Виктор распилил его бензопилой на дрова летом 2012 года. Когда пенек стали раскалывать топором, на землю выпали две металлические частицы серебристого цвета, оказавшиеся наконечниками боевого оружия – сулицы, которое также называют дротиком. Пила повредила оба наконечника, мелкие обломки выпали с опилками. К сожалению, их не заметили, однако целостная конструкция сулиц легко восстанавливается по оставшимся фрагментам. Они одинаковые по форме, с односторонним лезвием шириной 18 мм и цилиндрической частью диаметром 12. Детали вросли в дерево, их поверхности очистились от окисной плёнки до серебристого блеска соком этой липы, и они отлично сохранились в нейтральной среде. Мы с Виктором сделали первый анализ и выяснили: наконечники откованы из мягкой стали, приблизительно соответствующей современной марке «сталь 20», если судить по искре на наждачном круге и по тому, что перепилить их удалось без особых затруднений.

Виктор Чаплыгин с наконечником
Виктор Чаплыгин с наконечником

Любопытно, что фамилия Чаплыгиных встречается в документах села Перехваль четырехсотлетней давности. Усадьба Виктора устроена на северном краю поля битвы, на южной оконечности села у истоков Рыбного оврага. К востоку от дома находится братская могила, а рядом стояла древняя Рождественская церковь. Эта находка, пришедшая к нам таким странным путём, здесь вполне уместна. Уверен, что она не последняя…

Напомню, что позиции противников на Поле Куликовом разделяла трясина Утиного (Градского) оврага, в которой увязла масса сражённых татарских конников. Каждую весну мощный поток талых вод промывал русло, и за прошедшие шесть столетий унес все артефакты в Дон. Да и овраг стал длиннее примерно на сотню метров. Автор прошёл по его дну, но ничего интересного не нашёл, а вести раскопки не в моих правилах. Само же поле сражения интенсивно возделывалось в последние века. Нетрудно предположить, что находки поначалу были массовыми, и многие из них оказались в первом музее Куликовской битвы в Полибино, которое находится в 40 верстах к северу от Перехвали, а если отмерить 30 верст на юго-восток до села Хомяки да вернуться в начало прошлого века, то попали бы мы в другой музей старинного оружия и доспехов, который открыл в своей усадьбе А.М. Бехтеев, действительный статский советник и последний предводитель дворянства Лебедянского уезда. Обе усадьбы разгромили крестьяне в 1917 году, а судьба экспонатов неизвестна.

На Гусевой Поляне, где находился тыл Мамая, лебедянские комсомольцы произвели стихийные раскопки в 1937 году. Копателям удалось найти древний меч, который теперь хранится в музее города Рязани. В те годы в народе еще жили легенды, что Куликовская битва на самом деле была под Лебедянью, а на Гусевой Поляне под огромным камнем похоронен татарский богатырь Челубей.

Дополнение к данной главе в апреле 2020 года.

Народные поисковики прошли по местам сражений от села Перехваль до берегов Красивой Мечи и обнаружили россыпи артефактов на полях и лугах, фотографии которых прислали мне по почте анонимно. Они готовы всё отдать в руки честных историков и археологов.

Артефакты из села Перехваль
Артефакты из села Перехваль

Оружие Куликовской битвы, найденное на Лебедянских полях
Оружие Куликовской битвы, найденное на Лебедянских полях

Археологи не пришли, поэтому упрёки в мой адрес, за раскрытие тайны Куликова Поля, в результате которого последовало расхищение артефактов, не принимаются.

Древнейшие памятники Куликовской битвы

Благодарная Русь почтила память своих сыновей на рубеже XVI – XVII столетий. Первые двести лет после Куликовской битвы организовать такую работу не было возможности. Разорённый южный край Руси начал заселяться после организации сторожевой службы в 1571 году.

В Писцовых книгах Елецкого и Лебедянского уездов начала XVII века имеются сведения о древних храмах. Право давать имена селениям и речкам было у гражданского населения, а храмы ставила и освящала Русская Православная Церковь. В эпоху Ивана Грозного на высшем государственном уровне существовало единое мнение по вопросу о месте нахождения Куликова Поля и точках установки благодарственных памятников. Святая Русь ждала своего часа, и отдала высокий долг памяти достойно. Великое дело призвало гениальных творцов. В течение 60-ти лет на боевом пути русского войска в полном величии встали двенадцать храмов-памятников и монастырей, от точки летописного Березуя до Красного холма, повторив символическую цифру. Всё начинал сам князь Дмитрий Донской, продолжал царь Фёдор Иоаннович с патриархом Иовом, а заканчивали Михаил Фёдорович с Филаретом. Поражает пронзительная осмысленность всего комплекса памятников, понятная даже простому инженеру, не имеющему духовного образования.

Прямым свидетельством деятельности патриарха Иова служит Донской монастырь, основанный в Москве набожным царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году, для хранения иконы Донской Богоматери, подаренной донскими казаками Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой.

В 1613 году встала Лебедянь с уездом, в который первоначально вошли земли Куликова Поля у старой Непрядвы вместе с селом Перехваль. Данков перенесли на новое место в 1619 году, а в 1638-м село отошло к Данковскому уезду, во время перестройки всей системы обороны южных рубежей страны. С этого момента судьба двух Куликовых Полей оказалась в руках данковских помещиков. Свой выбор они уже сделали десятками лет ранее, когда Славная река была унижена до Перехвалки. Хранители исторической памяти – служители Церкви, усомнились в своей правоте не скоро, а с момента подписания царского указа от 1836 года, продавленного Обер-прокурором Священного Синода – Степаном Нечаевым. Николай I разрешил установку памятника Куликовской битвы на ложном «Красном холме». С этого момента история Куликова Поля перешла в категорию непоколебимой веры, которая не требует научных доказательств, а требует безоговорочного подчинения и исполнения. Летописные сведения стали ненужными, были отброшены и упорно игнорируются.

Древнейшие памятники Куликовской битвы - карта-схема
Древнейшие памятники Куликовской битвы - карта-схема

Купель святого Пантелеймона на реке Победной в точке летописного Березуя
Купель святого Пантелеймона на реке Победной в точке летописного Березуя

Рассмотрим комплекс храмов, начиная с точки Березуя, особая роль которого отмечена в летописях. Здесь, после известного совещания, русская армия вступила в фазу активных боевых действий, а Димитрий Солунский вложил священный меч в руку полководца, который блистал и разил врагов до берегов Мечи. В Купели святого Пантелеймона на реке Победной принимали благословение воины Дмитрия Донского, а на обратном пути залечивали раны. По преданию, сразу же после битвы в знаковой точке на берегу Вёрды Дмитрий Донской срубил Дмитриевскую часовню, в которой, как реликвия, хранился посох Пересвета. Позже тут поставили храм великомученика Димитрия Солунского и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а позже основали Свято-Дмитриевский монастырь, монахи которого хранили историю Куликовской битвы.

Свято-Дмитриевский монастырь на Вёрде в точке Березуя
Свято-Дмитриевский монастырь на Вёрде в точке Березуя

Шестого сентября армия пересекла границу русских земель на реке Кочуровке. С этого рубежа Архангел Михаил, ниспосланный Господом, распростёр крылья над войском и повёл его к победе. В селе Архангельском, расположенном у этой черты на Донской Переволоке, до нашего времени сохранились руины церкви Архангела Михаила.

Совершив суточный переход от Вёрды, князь Дмитрий сделал последний привал у Ногайского брода, который и ныне обозначен на картах севернее нового Данкова. Церковь Димитрия Солунского встала в уездном Данкове в порядке логической очереди, а Христорождественская – подчеркнула особое значение Данковской земли, как хранительницы Великой победы.

Романцовский брод и церковь Архангела Михаила
Романцовский брод и церковь Архангела Михаила

Утром 7 сентября русская армия подошла к Романцовскому броду. Сюда прискакал Семён Мелик с оперативным докладом, вынудившим князя Дмитрия начать переход через Дон. В наше время к северу от брода стоит кирпичный храм села Романова, посвящённый Архангелу Михаилу, а первый поставили в 1613 году в благодарность за удачную переправу.

Рождественская часовня на месте древней церкви на Куликовом Поле в селе Перехваль
Рождественская часовня на месте древней церкви на Куликовом Поле в селе Перехваль

Деревянную Рождественскую церковь срубили на Поле Куликовом по повелению Дмитрия Донского, а поселение назвали селом Рождественским. Полагаю, что престол первой церкви посвятили Богородице, в памятный день которой состоялась победоносная битва. В момент уничижения исторических названий, престол новой церкви тоже переиначили. Первый храм уничтожили кочевники, а второй, поставленный на прежнем древнем месте, попал в документы от 1613 года в селе с унизительно подчёркнутым именем – Перехваль. Великую победу даровал Христос, и чтобы не было споров, главный храм освятили в его честь. Площадка сражения находится к западу, а братская могила к востоку от него, в полном соответствии с православными традициями. В наше время на этом древнем месте стоит часовня Рождества Христова и хранит икону Спасителя. Кирпичную церковь Рождества Христова построили в конце XIX века, а предыдущая, служившая сто лет с 1780-го года на новом месте в центре села, имела престол Рождества Богородицы. В наше время на поле битвы действует уже четвёртая церковь и хранит иконы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Прощёный колодец в селе Перехваль на берегу старой Непрядвы
Прощёный колодец в селе Перехваль на берегу старой Непрядвы

В окрестностях Перехвали сохранился Прощёный колодец с часовней, освящённой в честь Илии Пророка, и престольный праздник села отмечается, как и до Куликовской битвы 2 августа, а не на Рождество. Русские воины принимали благословение из этого источника на берегу Непрядвы. Внутри часовни по-прежнему бьёт мощный родник чистой русской правды, а в его водах каждый желающий может совершить обряд омовения.

Не счесть храмы в честь Пресвятой Богородицы – Матери-хранительницы Руси, поставленные по обширному географическому Куликову Полю, в день Рождества которой произошла битва. Один из них – часовня Покрова Богородицы, на кладбище села Перехваль.

Потом последовал массированный гон ордынцев в сторону Мечи. И его в прежнем логическом порядке отметили церковью Архангела Михаила в селе Архангельском в 1613 году. Село стоит на своём старом месте, однако теперь называется Губино. После обновления в XVIII веке, престол церкви освятили в честь иконы Казанской Богоматери.

Каменный Конь и Змей-Горыныч  в Чурове на Красном Холме
Каменный Конь и Змей-Горыныч в Чурове на Красном Холме

Куликовская битва закончилась потоплением войска Мамая в Мече. Этот последний рубеж отмечен особенно густо. Самым удивительным нерукотворным памятником того времени был Каменный Конь, стоявший у подножия Красного холма, описанный в легендах и мифах того периода. Он служил таким же знаком, как и Вороний камень на Чудском озере при Ледовом побоище 1242 года.

Свято-Димитриевский Илларионовский Троекуровский монастырь
Свято-Димитриевский Илларионовский Троекуровский монастырь

В самой важной точке на Мече, в современном селе Троекурово, поставили храм Димитрия Солунского. Здесь Дмитрий Донской вложил символический победный меч в ножны небесного покровителя. И совсем не случайно для поминовения погибших выбрана Димитриевская суббота. На месте древней церкви начала XVII века в 1811 году открыли каменный храм, сохранивший престол Димитрия Солунского в составе монастыря.

В 1914 году в селе Курапово возвели новый кирпичный храм Казанской Божьей Матери и Святого Архистратига Михаила, который стоит над Мечой и пустыми глазницами смотрит на Красный холм через реку в упор. Старую деревянную церковь Архангела Михаила, стоявшую рядом, разобрали. Её древний престол символизировал успешное окончание путеводной миссии Архистратига в военной кампании у последнего рубежа.

Перечисленные выше храмы-памятники чередуются между собой в порядке «Димитриевская церковь – Архангельская церковь» и отмечают победный путь Дмитрия Донского от Дмитриевского монастыря на Вёрде до Димитриевского монастыря на Мече. А что же роль вдохновителя всей военной кампании, Сергия Радонежского, выпала из памяти потомков, спросите вы? Кто бы сомневался!

Свято-Троицкий женский монастырь в Лебедяни
Свято-Троицкий женский монастырь в Лебедяни

Троицкий монастырь открыт в Лебедяни над летописным Гусиным бродом в 1621 году. Здесь просматривается связь с Троице-Сергиевой Лаврой, основанной Святым Сергием Родонежским, который выводит свою земную миссию от Живоначальной Троицы. Монастырь ведёт историю от Елецкого Троицкого монастыря, согласно преданию, основанного князем Фёдором Елецким сразу же после Куликовской битвы. После погрома, устроенного гетманом Сагайдачным в 1618 году, монахи перевели древний монастырь в Лебедянь. Как памятник Куликовской битве, он здесь уместен больше, чем в Ельце.

Церковь Сергия Радонежского в селе Сергиевском на Красивой Мече
Церковь Сергия Радонежского в селе Сергиевском на Красивой Мече

Храм, непосредственно посвящённый Сергию Радонежскому, поставлен над ключевым старым Дрысинским бродом в селе Сергиевском, в самой середине боевого тридцатикилометрового участка Мечи. Здесь случились массовые находки оружия после публикации моих карт, а тамбовские археологи безуспешно искали братские могилы в конце 19 века.

Троицкий храм села Яблонево с приделами Сергия Радонежского и Архангела Михаила также посвящён миссии игумена Троице-Сергиевой Лавры и отмечает крайнюю точку боевого пути у брода на Михайловской дороге.

Взгляните на карту: отчётливо видна линия победного маршрута Дмитрия Донского, на которой расставлены храмы-памятники. По Мече и Дону она подчёркнута дугой, будто бы основанием, на котором стоят культовые объекты, посвящённые Сергию Радонежскому. Церкви поставлены в знаковых точках зоны военных действий так, что получился символический посох православного иерарха. Основание и вершина посоха опираются на храмы Сергия Радонежского у Вёрды и у Мечи, а Троицкие пункты в Лебедяни и в Яблонево венчают его. Этим символическим посохом святой старец благословил праведное дело. Здесь, на берегах Мечи, его духовная опека завершилась наглядно, полным триумфом. По заслугам и честь.

Боевой путь князя Дмитрия определён и показан в моих ранних публикациях. Церковные памятники обозначились на боевом пути гораздо позже, после случайного анализа этой темы. Стоят памятники, стоят! Упрёки в мой адрес о подгонке, не принимаются!

Победа на Куликовом Поле добыта под христианским знаменем, поэтому религиозному аспекту уделено особое внимание.

Очевидно, боевой путь и переправу через Дон указал Архангел Михаил, битвой правил Христос, Димитрий Солунский опекал воинов, а на Мече свой подвиг завершили Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Стройная, тщательно продуманная цепочка увековечивания священной памяти истинных мест и событий Куликовской битвы, которую никому не удалось стереть с лица земли.

Вместо эпилога:

Я покоя не знал, и копил эту грусть,

Но, оставив сомненья, в конце своих дней

Вышел в Поле – услышал: гудит моя Русь

Под копытами буйных татарских коней.

Храмы Поля в руинах, погашен их свет,

А глазницы пусты и черны от печали,

Шёл я к ним вглубь веков все 640 лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Помогали друзья, но скулили враги,

В подворотне готовя точёные вилы…

«Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!

Укажи светлый путь до забытой могилы!».

И не просто, не сразу, волна за волной,

Приходило прозренье, и множились силы,

Будто посох вручил русский Старец Святой,

И лампаду зажёг над Великой Россией!

Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,

Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.

Озаряет он Поле, твоё, Пересвет,

И могилы, и храмы, что мы потеряли.

Над Красивой Мечой не растаял туман

И над Гатью Кузьминской забвенья печаль.

Гусин брод потеряла моя Лебедянь.

Над забытой могилой стоит Перехваль.

Тускло светит луна над Победной рекой,

В Березуе святом благодатный покой.

Красный Холм не остыл от татарской крови.

Камни в Чурове спят. Что расскажут они?

Третья часть статьи "Свет забытой Непрядвы" в  №117 журнала "Неоновый Город"
Третья часть статьи "Свет забытой Непрядвы" в №117 журнала "Неоновый Город"

Примечания

1 Малюков И.Ф. [40]. Страницы истории Данковского края. Воронеж. 2011. С. 42. // ЦГВИА, ф. 341, оп. 1, №1, Л. 3-3об. // ГАТО ф. 90, оп. 1, том 1, №621, Л. 3об. // В кн. Мухина С. Три поколения ценителей русского искусства. В кн. Записки краеведческого общества. Вып. 1 – Липецк, 1995. С. 103-105.

2 Лихачёв Д.С. Отв. ред. [9]. Задонщина. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж. 1986. С. 120.

3 Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х. [21]. Куликовская битва в свете булгарских источников: ответ Рустаму Набиеву. С. 3. // http://bulgarizdat.ru/book109.shtml С. 16.

4 Лихачёв Д.С. отв. ред. [38]. Сказание о Мамаевом побоище. // В кн.: Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986. С. 144, 188.

5 Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Вып. 33. Тамбов. 1892. С. 49.

6 Лихачёв Д.С. Сказание. С. 178.

7 Там же. С. 180.

9 Летописная повесть о побоище на Дону. [26] // http://ngatumdug.narod.ru/kbpr.html

10 Лихачёв Д.С. Сказание. С. 183.

11 Летописная повесть о побоище на Дону.

12 Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х. С. 19.

Историческая монография «Свет забытой Непрядвы» - 2020, в полном объёме опубликована на сайте «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru/index/svet_zabytoj_neprjadvy/0-178

Источники информации открываются по ссылке http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67

Статья «Свет забытой Непрядвы» опубликована в 2014 году в 115…117 номерах журнала «Неоновый Город», а здесь она представлена в 4-м варианте правки темы на апрель 2020 года.

Николай СКУРАТОВ