Садясь в электричку, мы слышим, как диктор объявляет станции: «…Яхрома, Турист, …Катуар, Марк…». Что же означают эти названия, почему станции названы так, а не иначе? Конечно, у каждого названия – своя история.
В 2020 году исполняется 120 лет со времени открытия движения по Савёловской железной дороге. И, хотя регулярное движение поездов начнется только двумя годами позже, строительство железнодорожной линии преобразило жизнь тихого провинциального города Дмитрова, да и жители загородного столичного поселка Бутырки смогли назвать себя москвичами…
Савёловский (сначала Бутырский) вокзал стал самым «молодым» среди железнодорожных вокзалов Москвы и открыл направление на север, к селу Савёлово и Кимры длиной 130 километров. Новая ветка принесла неплохие доходы учредителям Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (председателем правления был Савва Иванович Мамонтов). Пути строили с двух сторон – от Москвы и от Савёлова. Рельсы использовали отечественных заводов – Путиловского, Южно-Днепровского, Брынского. Тогда, в 1900 году, отправление и прибытие поездов осуществлял Ярославский вокзал, а с 10 (23) марта 1902 года после большого молебна и окропления святою водою здание нового Бутырского вокзала было открыто и движение поездов по расписанию начиналось и заканчивалось здесь.
Сегодня железная дорога – один из самых быстрых и надежный способов поездки в столицу и, наверное, нет ни одного дмитровчанина, который бы не сел хоть один раз в электричку до Москвы.
Первоначально количество станций от Москвы до Дмитрова было всего 9, сейчас их 23. Познакомимся с названиями остановочных пунктов (станций) по железнодорожному пути следования «Москва Савёловская – Дмитров».
Станция Тимирязевская – названа по находящейся недалеко от станции сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, ранее Петровской сельскохозяйственной академии, открытой 155 лет назад, в 1865 году на территории бывшего загородного имения Петровское-Разумовское. В 1923 году Петровская академия была переименована в Тимирязевскую, в честь великого русского-советского ученого-биолога.
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) – ученый, естествоиспытатель, основоположник русской школы физиологии растений и современного учения о фотосинтезе, общественный деятель, талантливый популяризатор и публицист.
Родился 3 июня 1843 года в Петербурге, в старинной дворянской семье. Его отец, Аркадий Семенович, был начальником таможенной службы Петербурга. Он был известен честностью, вольнодумством и за годы службы не накопил состояния. Мать, Аделаида Климентьевна, была англичанкой, а ее предки происходили из Эльзаса. Все дети получили от матери отличное образование. Климент Аркадьевич свободно владел английским и французским языками, хорошо говорил по-немецки. На всю жизнь он сохранил любовь к музыке и изобразительному искусству, увлекался пейзажной фотографией, его работы получали на выставках почетные награды. В профессии Тимирязев посвятил себя биологии и естественным наукам, защитил магистерскую диссертацию («Спектральный анализ хлорофилла», 1871) и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. Здесь он читал лекции по всем отделам ботаники, в 1875 году получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоении света растением». В 1877 году Тимирязев был приглашён в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений. Заслуженный профессор Московского университета (1902).
В Редком фонде Дмитровской центральной библиотеки имеется Собрание сочинений К.А. Тимирязева, в том числе знаменитая книга «Жизнь растений», изданная в начале 30-х годов прошлого века.
Рядом с главным зданием Тимирязевской академии в 1862 году Р.И. Шредером был заложен уникальный Дендрологический сад. Шредер Рихард Иванович - российский селекционер, садовод, автор многочисленных книг, «патриарх русского садоводства», преподаватель Петровской земледельческой и лесной академии.
Дендрологический сад носит имя своего основателя, который возглавлял его бессменно 40 лет. Сад - один из самых старых в Москве, он уступает по возрасту только ботаническому саду МГУ на проспекте Мира (Аптекарский огород), но в отличие от него, практически не изменился по площади и конфигурации. Долгое время он оставался крупнейшим интродукционным центром в средней полосе России. Главным назначением дендрария (арборетума) со дня его закладки и по настоящее время остаётся испытание в условиях Средней России деревьев и кустарников из различных частей света. На территории арборетума расположена альпийская горка - старинное парковое сооружение, существующее с середины XVIII столетия и как элемент регулярного парка имеющее высокую художественную ценность.
В Дендрологическом саду бывали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.И. Левитан, а также К.Г. Паустовский, В.В. Маяковский. Здесь проходил учебную практику в студенческие годы выдающийся биолог ХХ века Николай Иванович Вавилов. Коллекция дендрария Тимирязевской академии (МСХА) существует более 150 лет и представляет большой интерес для изучения древесных растений в условиях крупного города.
В Дмитровской центральной библиотеке имеется редкое издание - книга Р.И. Шредера «Русский огород, питомник и плодовый сад. Руководство к наивыгоднейшему устройству и ведению огороднаго и садоваго хозяйства», изданная в С.-Петербурге в 1886 г. издательством А. Ф. Девриена. Она является особенно ценным практическим руководством, охватывающим главнейшие отрасли садоводства и огородничества в том числе и потому, что всё изложенное в ней проверено Р. И. Шредером на практике и является результатом его личных многолетних опытов и наблюдений. На книге имеется надпись: «Сочинение это удостоено в 1883 г. Императорским Российским Обществом Садоводства премиею Н. И. Железнова (золотая медаль) "За лучшее сочинение на русском языке по Садоводству или по Огородничеству". Практически все рекомендации, сделанные в книге, актуальны и сегодня для огородников и специалистов по ландшафтному дизайну.
Итак, в справочнике 1930 года остановка, о которой идет речь, значилась как «пл. Тимирязево», 5 км, и была первой остановкой от Москвы.
В 1950-1960 годы платформа была разобрана и вновь открыта в 1985 году.
Тимирязевские опытные поля, в том числе и делянки уникального Долгосрочного полевого опыта, который бессменно проводится на одном и том же месте с 1912 года и не имеет аналогов в мире, можно видеть слева по ходу движения, проезжая на электричке из Москвы возле станции Окружная. Комплекс Тимирязевской Академии является памятником культурного наследия Федерального значения.
Станция Окружная – построена в 1911 году. Находится у пересечения Савеловской железной дороги с Окружной железной дорогой, строительство которой велось в 1903-1908 годах. Окружная железная дорога служила для перевозки грузов внутри города. Но уже в наше время, со строительством станции метро, стала важным узлом пассажирского движения в составе Московского Центрального Диаметра и Московского Центрального Кольца. Станция метро «Окружная», как часть Люблинско-Дмитровской линии, была открыта 22 марта 2018 года в составе участка «Петровско-Разумовская» - «Селигерская».
Дегунино (1973 г.) – сохраняет название одного из древнейших сел Подмосковья, упоминаемого в Духовной грамоте Великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1336 г. как с. Деигуниньнское, а в грамоте 1389 г. Деунинское, в писцовых книгах XVI века и позже – Дегунино. Название точно не установлено. По одной версии оно может быть производным от личного имени Дегуня, по другой - от слова «дегун» (degumas, degune: в языках балтийских народов обозначало «выжженная земля»). Возможно, так назывался чёрный культурный слой — характерный признак долго существовавшего здесь древнего поселения на речке Лихоборке (Топонимический словарь Е.М. Поспелова).
Селом с 1560 г. владел московский собор Пресвятой Богородицы «что на Дворце у царицы на Сенях». По Указу Петра I село было отобрано у Рождественского собора и передано Алексеевскому женскому монастырю, «что на Москве в Чертолье». Важным событием в жизни села стала прокладка в середине XIX века Николаевской железной дороги. В то время сельское общество получило значительную компенсацию за отчужденную территорию. С 1960 г. Дегунино находится в черте Москвы.
Бескудниково – станция построена в 1901 году. Названа по деревне, упоминаемой в писцовой книге 1584-1586 г. как деревня Безкунниково, в 1623 г. и позже – Бескудниково. Название могло быть образовано от личного имени Безкунник, т.е. «неимущий, безденежный человек» (словом «куна» в старину называли деньги). Но есть и другая версия. Бескудниково, образованное также от личного имени Бескудник, имеет противоположный смысл – «живущий без скудости, в достатке». С 1929 г. Бескудниково – поселок городского типа, с 1960 г. – в черте Москвы.
Станция Лианозово построена в 1903 г. Названа по находящемуся в полукилометре от нее дачному поселку. Поселок и станция были построены на средства потомственного почетного гражданина, купца 1 гильдии Георгия Мартыновича Лианозова. В 2,5 км от станции, в селе Алтуфьеве, находилось его имение, купленное в 1888 г.
Впервые Алтуфьево (Олтуфьево) упоминается в писцовых книгах 1585 года. Тогда это была деревня, принадлежавшая царскому ключнику Хлебного двора в Москве Н.Д. Мякишеву. Первую церковь в Алтуфьево построил в 1687 г. тогдашний владелец села вотчинник Н.Д. Акинфов. Цеерковь была небольшая, одноэтажная кирпичной кладки, освящена во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, и через 70 лет «пришла в совершенную ветхость». Ныне существующая Крестовоздвиженская церковь построена в 1759-1763 г.г. вотчинником И.И. Вельяминовым. В 1812 году Алтуфьево было сожжено французами. Менялись владельцы Алтуфьева, но священнослужение в Крестовоздвиженском храме велось в течение всего бурного ХХ века, это была единственная церковь в округе.
Рядом с Алтуфьевым в середине 90-х годов XIX в. Лианозов строит дачный поселок. Около сотни домиков с красивыми резными балконами и уютными мезонинами были построены в поселке за короткий срок в прекрасном смешанном лесу. На пруду, образованном речкой Самотышкой, купание и катание на лодках, рядом был парк, библиотека, стоянка извозчиков. Дачи сдавались в «наймы» и приносили большой доход. Нефтепромышленник Г.М. Лианозов был хорошо известен в Московских финансово-промышленных кругах. Он жил в Большом Гнездниковском переулке, имел доходные дома и театр в Камергерском переулке (МХАТ конца XIX – начала XX в.в. назывался театром Лианозова). Георгий Мартынович был не чужд благотворительности, помогал Александровской общине сестер милосердия и, будучи армянином по происхождению, выполнял обязанности старшего члена совета Каспаровского приюта для бедных армян.
Это довольно редкий случай, когда в истории советской Москвы увековеченным оказалось имя не революционного деятеля, ученого или деятеля культуры, а нефтепромышленника. Тем не менее и сейчас в Москве есть район Лианозово, электромеханический завод, молочный комбинат, парк культуры и отдыха, носящие его имя. У Георгия Мартыновича было три сына: Степан, Левон и Мартын. Степан, как и отец, был крупным нефтепромышленником, директором свыше 20 компаний, один из организаторов нефтяной компании «Ойл», председатель совета директоров совместного русско-американо-японского акционерного общества «Сахалин-Ойл». Умер в 1951 году, похоронен во Владивостоке. Внучка Г.М. Лианозова живет в США, но приезжает в свою квартиру в Лианозове.
В 1920-е годы поселок оставался одним из живописнейших и благоустроенных для отдыха в ближнем Подмосковье. Справочник 1930 г. «Дачи и окрестности Москвы» рекомендует выбирать для летнего отдыха именно Лианозово. Поселок долго оставался дачным, так как в 30-е годы ХХ века был отдан в распоряжение полярников.
Марк. Станция построена в 1901 г. на средства Гуго Морицевича Марка, немецкого купца и предпринимателя. В двух километрах от станции в селе Архангельское-Тюриково находилось имение Марков, которым они владели с 1881 по 1917 год. В имении была молочная ферма, 8 домов для семьи и работников, благотворительный родильный приют. В этой местности Маркам принадлежали около 500 десятин земли, на которой они построили сахарные заводы, а рядом со станцией – кирпичный завод. Они были учредителями нескольких банков и торговых фирм «Марк и Ко», «Вогау и Ко» в Москве. С Вогау Марков связывали семейные узы. Земли Марков продолжали владения Вогау. 353 десятины – в течение почти полувека это была большая немецкая колония. Имение Вогау с 1875 г. находилось в селе Неклюдове (Нагорное). Здесь было 3 больших дома в стиле модерн, парк, пруд, сады, оранжереи, большой скотный двор с которого ежедневно свежие сливки отправляли в Москву на кондитерскую фабрику немцев Эйнем (ныне «Красный Октябрь»). Марки помогали финансами при строительстве станции «Марк» и Савёловской железной дороги в целом.
Семья Вогау владела также металлургическими предприятиями на Урале. Но в начале первой мировой войны фирма сворачивает деятельность в России, т.к. 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными, они эмигрируют. Оставшийся в СССР сын Максим Марк Вогау (1895-1938), профессор, крупный радиотехник, был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
После 1917 года Марки и Вогау уехали из России. В имении Марков было одно из отделений Зоотехнического института. Села Архангельское-Тюриково, последними владельцами которого были Марки, сегодня нет. Осталась кирпичная Успенская церковь (действующая), пруд и часть парка. В имении Вогау Неклюдове (Нагорное) в 30-е годы была дача К. Ворошилова.
Станция Новодачная построена в конце 40-х годов ХХ в. В 1946 году недалеко от нее был открыт физико-технический факультет МГУ, впоследствии реорганизованный в Московский физико-технический институт (МИФИ). Также здесь находится Центральная аэрологическая обсерватория.
Долгопрудная – построена в 1903 г. Названа по бывшему поселку, находившемуся недалеко от усадьбы «Долгие пруды» на речке Мерянке. До наших дней на ее западном берегу сохранился один из курганов XII века.
Долгие пруды – откуда такое название? С начала XVII в. по документам известна деревня «Виноградово, Дубровка тож на Долгом пруде». Именно по инициативе дворян Пушкиных, прямых предков известного поэта, в XVII веке здесь был вырыт Долгий пруд, в дальнейшем поменявший многих хозяев. Владельцами усадьбы были Долгорукие, Вяземские, Глебовы, Бенкендорфы, Банза. Здесь сохранился храм Владимирской Божией Матери XVIII в., главный усадебный дом и другие памятники архитектуры. Здесь же находятся и «Долгие пруды», давшие название платформе и поселку, выросшему впоследствии в город.амятник Защитникам Москвы на Перемиловской высоте
По Виноградову пролегал тележный тракт Москва-Дмитров, а в 1702 году по Указу Петра I по нему было организовано почтовое сообщение для срочной доставки почты в северные районы. После революции 1917 г. на территории усадьбы был создан совхоз «Долгие пруды». 1931 году поселок Долгопрудный был переименован в «Дирижаблестрой» по наименованию находившегося здесь комбината по проектированию и строительству дирижаблей. В 1932-1936 годах на Дирижаблестрое работал выдающийся итальянский аэронавт и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, на какое-то время связавший свою судьбу с СССР.
19 октября 1937 года, вероятно, из соображений секретности посёлок переименовали в Долгопрудный.
C 1932 по 1937 годы через эти места велось строительство канала Москва-Волга. Под него были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ (с 1934 года — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. В качестве рабочей силы использовались заключённые-каналармейцы, размещённые в лагерях по всей длине канала. Невдалеке от трассы канала в этих местах возник гранитный завод, в задачи которого входило производство облицовочного материала для шлюзов, набережных и других сооружений.
Участок канала, проходящий через Долгопрудный, носит название Глубокая выемка. Это самая высокая точка на протяжении всего канала. Глубина выемки достигает 23,5 м, ширина по верху котлована — 140 м. Ширина дна канала составляет 45 м, по зеркалу воды 85 м.
В рамках масштабного гидропроекта к северу от Дирижаблестроя было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий посёлок водников (в дальнейшем вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники.
Станция Водники была построена в 1937 году, носила название «19-й км». В 1951 году получила название от поселка Водники, возникшего после окончания строительства канала Москва-Волга. За счет соединения пяти водохранилищ: Клязьминского, Пестовского, Пяловского, Учинского и Икшинского возникло огромное водное пространство, и здесь появился населенный пункт, где жили судоремонтники и плавсостав Северного речного пароходства.
Хлебниково. Станция построена в 1901 году. Названа по деревне Хлебниково, расположенной неподалеку и известной своей хлеботорговлей. В 20-е годы рядом с деревней вырос поселок. В справочнике 1930 г. о станции сказано: «При станции поселок Хлебниково, далее сливающийся с деревней того же названия». Во время строительства канала Москва-Волга вся деревня была затоплена, а дома перенесены в другие места.
В это же время близ железнодорожной станции Хлебниково были основаны Хлебниковские судоремонтные мастерские (ныне - Хлебниковский машиноремонтный судостроительный завод).
Шереметьевская. Также, как и Хлебниково, одна из девяти старейших станций. Построена в 1901 году и названа по находившимся вдоль дороги на Савёлово землям графов Шереметьевых. На берегу Клязьмы находилось имение Троицкое, последним владельцем которого был Сергей Дмитриевич Шереметьев – известный землевладелец и меценат. Ему принадлежали подмосковные усадьбы Кусково, Михайловское, Введенское, как председатель Совета Попечительства занимался широкой благотворительной деятельностью, содержал богадельни, Странноприимный дом (ныне институт им. Н.В. Склифосовского), приюты, школы. Перу Сергея Дмитриевича принадлежит более 250 статей и очерков по истории, генеалогии, географии России, серия книг «Старая Москва».
Станция Лобня построена в 1901 году и получила название по деревне, находящейся рядом со станцией и речке Лобня (Лобненка), протекавшей среди невысоких холмов-«лбов». Вокруг станции начал формироваться пристанционный посёлок, в справочнике 1911 года он назван «дачной местностью Лобня».
В это же время на южной окраине деревни Катюшки (сейчас улица Катюшки) возник хутор московского женского Никитского монастыря, где в 1904 году была открыта церковь во имя Серафима Саровского и школа. В 1912 году в нескольких километрах от железнодорожной станции началось освоение лесного участка под учебно-показательное хозяйство Петровской сельскохозяйственной академии; в 1922 году оно было преобразовано в Луговой институт (ныне ВНИИ кормов имени Вильямса).
В ходе битвы за Москву во время Великой Отечественной войны в районе Лобни велись ожесточённые бои с противником. Посёлок Красная Поляна, ныне входящий в черту города, стал известен как точка, где враг наиболее близко подошёл к столице. Освобождение Красной Поляны считается переломным событием битвы за Москву. В декабре 1941 года с этого ближайшего к Москве рубежа пошли в контрнаступление «тридцатьчетверки» – начался главный этап битвы за Москву. А в 2001 году на 36-м километре Дмитровского шоссе был открыт Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34».танция Турист. 1970 г
Решением Мособлисполкома № 1838 от 18 августа 1947 года и утверждающим его Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября того же года на территории Киовского сельсовета Краснополянского района был образован рабочий посёлок Лобня.
В 1961 году рабочий поселок Лобня после присоединения к нему окрестных деревень получил статус города районного подчинения. С 1975 года Лобня – город областного подчинения.
Станция Депо. В 1957 г. было открыто вагонное депо Лобня, костяк которого составили рабочие паровозного депо Москва-Бутырская. Депо находилось в 2 километрах от Лобни, и на работу приходилось ходить пешком по шпалам и рельсам. По просьбе рабочих их собственными силами была сооружена станция. В 1960 г. было закрыто паровозное депо Москва-Бутырская, и весь парк тепловозов и паровозов перешел в депо Лобня.
Луговая – станция построена в 1914 году. Названа так по поселку, расположенному недалеко от станции. Своим образованием поселок обязан основоположнику отечественного луговодства Василию Робертовичу Вильямсу. До 1912 г. участок земли, где ныне расположен поселок и опытные поля ВНИИ кормов площадью 600 га, принадлежал государству и именовался Качалкинской казенной лесной дачей. В.Р. Вильямсом здесь было организовано Качалкинское Показательное Луговое хозяйство. В то же время он обратился в Департамент Земледелия с ходатайством об устройстве железнодорожной платформы. В 1914 г. за счет Качалкинского хозяйства была построена платформа «Луговая», которая и содержалась за его счет. В 1922 г. станция Луговодства была преобразована в Государственный Луговой институт, с 1930 г. он был реорганизован во Всесоюзный институт кормов, который в 1939 году получил имя основателя – В.Р. Вильямса.
Некрасовская – построена в 1964 г. и названа по поселку, расположенному рядом со станцией.
Станция Катуар открыта с 1901 года. Построена на средства потомственного почетного гражданина, купца 1 гильдии француза Льва Ивановича Катуара. Имение Катуаров находилось в Саморядове, где и до настоящего времени сохранились остатки усадебного парка.
Первым из Франции в Россию эмигрировал Катуар де Бинокур Жан Баптист. Он принял русское гражданство, его назвали Иваном. Женился на Анне Леве, дочери известного московского виноторговца. Умер в 1842 г. Дети носили отчество – Ивановичи. Вдова А.И. Катуар учредила торговый дом «Вдова А.И. Катуар с сыновьями» на Петровском бульваре. Сыновья Константин, Андрей, Лев имели сахарорафинадные заводы, торговали винами, чаем, шелком, растительным маслом. Катуары были хорошо известны в торгово-промышленных кругах Москвы. Торговый дом Катуаров владел значительным недвижимым имуществом, торговал в Китайском ряду в Москве и на Нижегородской ярмарке, инвестировал капитал в промышленное производство.
За заслуги на поприще торговой и промышленной деятельности Лев Иванович Катуар в 1887 г. получил звание Советника Коммерции. Он занимался и широкой общественной деятельностью. Несколько лет был Гласным Московской городской думы, выборным Московского купеческого сословия и Московского биржевого комитета, членом Учетного и Ссудного банков. В Москве Катуары жили на Петровском бульваре и в Крапивенском переулке, где им принадлежали несколько домов.рамплин в Парамоново
Двоюродный брат Александр Андреевич Катуар добился возведения в российское потомственное дворянство. Был страстным охотником. В 1909 г. подарил свою коллекцию ружей и пистолетов Историческому музею.
Катуары, Арманды и Депре считались наиболее авторитетными членами французской колонии в Москве. Фамилия Катуар дала имя платформе «Катуар» Савеловского направления Московской дороги и «Катуар-Белавенец» Киевского направления, поблизости от которых находились имения членов семьи Катуаров, принимавших участие в финансировании строительства дорог.
Трудовая – станция появилась в 30-е годы ХХ века во время строительства канала Москва-Волга.
Икша. Одна из первых девяти станций Савеловской железной дороги. Связана с названием древнего поселения на речке Икша. Речной термин «икса», «икша» - гидроним, отсылающий нас к древней истории населявших эти места племен. В современном марийском языке сохранилось слово «икса», оно означает «ручей, небольшая речка».
История этих мест подробно отражена в краеведческом музее. Экспозиция состоит из 7 отделов, среди которых - Древнейшая история края, Жизнь и быт крестьян, Строительство канала им. Москвы, период Великой Отечественной войны. Собрание музея - более 2 тыс. экспонатов, многие из которых уникальны: это артефакты археологических раскопок – коллекция монет Византии III-IV век н.э., монеты Дирхем VII век н.э., наконечники стрел II-IX век н. э., иглы и ножи бронзовой эпохи, женские украшения народов финно-угров II века н. э. и др.
Морозки – станция построена в 1964 г., названа в память об исчезнувшей деревне Морозцево, известной с XVI века как «сельцо Морозово на речке Икше». С начала XVII века Морозово принадлежало князьям Белосельским-Белозерским и входило в состав их имений с центром в Дубровках. При сооружении канала Москва-Волга все деревянные строения были перенесены на левый берег Икши недалеко от деревни Варварино. Позже они объединились, образовав нынешнее селение около платформы Морозки.
Станция Турист с 1901 по 1936 г.г. называлась «Влахернская». Название получила по расположенному неподалеку Спасо-Влахернскому женскому монастырю, находившемуся при селе Деденево. В названии монастыря отражено наличие в нем храма во имя Нерукотворного образа Спаса с приделом в честь Влахернской иконы Божией матери. Спасо-Влахернский женский монастырь вновь открыт 20 апреля 2001 года.
Новое название «Турист» удачно закрепило огромные спортивные и краеведческие возможности его окрестностей. Еще в начале ХХ века жители Деденева и дачники летом совершали в окрестностях Влахернской длительные прогулки пешком, на велосипедах, на лодках, верхом на лошадях, играли в теннис. Зимой катались с гор на финских лыжах, ходили на лыжах под парусом. Интерес к этим местам проявило и Российское общество туристов, возникшее в 1895 году. Любителям пешего туризма предлагался маршрут: Парамоново – Курово – Ильинское. Особым спросом пользовались маршруты: Хотьков монастырь – Влахернский монастырь (60 верст); Сенежское озеро – Ольгово – Парамоново – Влахернский монастырь (40 верст). В 30-е годы ХХ века на Влахернской на берегу реки Яхромы была открыта база Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), район Влахернской рекомендовался как лучший горнолыжный район Подмосковья.
С 1938 года на земле сельскохозяйственной артели «Борьба» начинает работать загородная база «Дом юного туриста» Московской городской станции юных туристов. К тому времени закончилось строительство канала Москва-Волга, который в основном создавался трудом заключённых. Под базу отдали сараи, конюшню и здание школы - бывшей усадьбы дворян Лужиных, - в которых ранее размещались заключённые Дмитлага. После ремонта и приспособления для специальных нужд база стала для младших школьников начальной и конечной точкой походов и экскурсий по Подмосковью, для старших - тренировочным полигоном перед дальними походами. Во время войны школьники отдыхали здесь по путевкам, собирая лекарственные травы для фронта; местная печать называла их «крапивными солдатами».
Еще в 30-е годы эти места начали осваивать альпинисты и горнолыжники, катаясь на склонах парамоновского оврага и проводя здесь традиционные туристические слеты. Уже после войны, в 60-е годы здесь были построены: школа олимпийского резерва - СДЮШОР общества «Труд», базы «Крылья Советов», «Зенит», в Парамоново - база «Локомотив».
Сегодня этот район также хорошо известен любителям зимних видов спорта. Недалеко от станции находятся горнолыжные курорты «Шуколово», «Клуб Леонида Тягачева», которые являются традиционной тренировочной базой сборных России по горным лыжам и сноуборду, возле деревни Парамоново на месте старого трамплина и санного желоба построен современный Санно-бобслейный комплекс «Парамоново» - уникальный спортивный объект национального уровня для проведения тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации.
Яхрома – станция построена в 1901 году и повторяет название города Яхрома, расположенного на одноименной реке. Здесь до прихода славян жили финно-угорские племена и название реки переводится как «тихая, спокойная река». На карте Росси три реки Яхромы – во Владимирской, Тверской и Московской областях.
Станция Яхрома - узловая железнодорожная станция Савёловского направления и Большого кольца Московской железной дороги. Между Яхромой и Дмитровом Большое кольцо ответвляется на восток в сторону поста 81 км и Александрова. Станция Яхрома не имеет выхода к основному жилому массиву одноименного города: друг от друга их отделяет Канал имени Москвы, ближайший мост через который находится более чем в километре севернее. А на этой стороне канала располагается деревня Перемилово, вошедшая в историю обороны Москвы в тяжелый период ноября-декабря 1941 года как «Рубеж славы». Именно здесь, на северном направлении мужественные защитники Родины остановили фашистов, безуспешно пытавшихся реализовать свой план наступления «Тайфун».
В память о тех событиях в 1966 году на Перемиловской высоте установлен памятник Героям битвы под Москвой, разбит парк Памяти, установлены стелы, на одной из который написаны строки Роберта Рождественского:
«Запомните, от этого порога,
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный сорок пятый год».
Дмитров. Станция построена в 1901 году в городе Дмитров, основанному ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1154 году. Город назван по христианскому имени сына Юрия Долгорукого, известного в истории как Всеволод III «Большое гнездо».
В 1364 г. Дмитров вошел в состав Московского княжества, не раз подвергался разорению и сожжению, но вновь восстанавливался из руин и пепла. В 1784 г. Екатерина II утверждает регулярный план Дмитрова, который «наложился» на ужесуществующий план улиц и слобод города. Постройка железной дороги и канала им. Москвы также серьезно изменили город, приведя вместе с тем к значительному его росту и промышленному развитию.
28 октября 2008 года Указом Президента Российской Федерации городу Дмитрову присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы»: за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества.
В городе полностью сохранился земляной вал – памятник оборонного зодчества XII - XVI веков, многочисленные исторические памятники, храмы, природные объекты, которые делают город уникальным в историческом и культурном плане.
Приезжайте в Дмитров, приятного и интересного путешествия!
http://dmkray.ru/zheleznodorozhnye-stantsii-ot-moskvy-do-dmitrova.html
Библиография:
Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней : путеводитель : в двух томах. Т.1. Дмитровские улицы. – Дмитров : Вести, 2005. – 155 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Кишкин, И. Дмитров и его окрестности: краткий энциклопедический словарь / И. Кишкин. – Дмитров: Спас, 2000. – 80с.: ил. – Текст : непосредственный.
Поспелов, Е.М. Топонимический словарь Московской области. Селения и реки Подмосковья : 3500 словарных статей / Е.М. Поспелов. – Москва: Информационно-издательский дом «ПРОФИЗДАТ», 2000. – 320 с. – Текст : непосредственный.
Табунова, Н.В. Дмитров. Прогулка по городу [Текст]: для начинающих путешественников, родителей с детьми и всех, кто любит российскую провинцию / Н.В. Табунова. - М. : Магистр, 2006. - 64 с.: ил. – Текст : непосредственный.
Шолохова, Т.Д. Савёловская железная дорога / Т.Шолохова // Дмитровский вестник. – 2007. – С.8-9 – Текст : непосредственный.