Найти тему
Петр Власов

Асы 2МВ. «ГРОЗА ФАШИСТОВ»

Михаил Дмитриевич Баранов был одним из лучших советских асов начального периода Великой Отечественной войны. Он к середине 1942 г добился самой высокой боевой результативности среди летчиков - истребителей СССР, и по праву нанес на борт своего «Яка» надпись «Гроза фашистов М.Д.Баранов»...

Михаил Баранов родился в 1921 году в крестьянской семье, жившей под Ленинградом. По окончании школы Михаил работал токарем на Кировском заводе, и одновременно обучался летному делу в Ленинградском аэроклубе. Призванный в армию, Баранов был направлен в Чугуевскую школу военных летчиков, которую окончил в октябре 1940 года. К началу Великой Отечественной войны Михаил дослужился до должности командира звена в 183-м истребительном авиаполку. В составе этого полка молодой лейтенант принял активное участие в боях на Южном фронте. Причем благодаря умелому руководству Баранова его звено за первые 2 месяца войны не потеряло ни одного летчика и ни одного самолета!

Уже в сентябре 1941 командование полка отзывалось о лейтенанте Баранове, как о своем самом сильном пилоте и самом умелом младшем командире. И – редкий случай для первых месяцев войны – боевые успехи Михаила Баранова были отмечены сразу двумя орденами Красного Знамени. Особо Михаил отличился 8 ноября, когда в одном вылете он уничтожил сразу 2 самолета. Сначала при штурмовке войск противника Баранов обнаружил вражеский самолет-корректировщик «Хеншель» и поджег его несколькими короткими очередями. Затем, возвращаясь с задания, Баранов атаковал сверху четверку истребителей Bf-109 и сбил один из «Мессеров». Правда, затем в завязавшейся схватке и самолет Баранова был поврежден, однако летчик все же сумел пересечь линию фронта и произвести посадку на своем аэродроме.

В феврале 1942 года Баранов стал заместителем командира эскадрильи, и теперь он руководил в бою не только парой своих ведомых, но и целыми группами самолетов. В схватках Михаил навязывал врагу свою тактику и технику боя, «затягивая» его в маневренную «карусель». Выбрав цель, Баранов уже не отвлекался на другие; каскадом фигур высшего пилотажа он выматывал противника и заставлял его искать выход из схватки, беспощадно уничтожая при этом бегущего врага. Правилом Михаила было - никогда не покидать поля боя первым...

-2

Отличался Баранов своей стремительностью и при штурмовках, что неоднократно помогало ему с высокой эффективностью проводить атаки наземных войск. Так, однажды, стремительно атаковав колонну противника звеном истребителей, Баранов и его товарищи уничтожили 15 автомашин, несколько танков, повозок и около сотни солдат.

В мае 1942 г. Михаил в разведке обнаружил вражеский аэродром с большим количеством самолетов. Вместе со своими ведомыми он атаковал его; с одного захода тройка подожгла сразу 8 стоящих на земле машин. По возвращении на аэродром Баранов сам разработал план уничтожения обнаруженного аэродрома, составил расчет группы штурмовиков и истребителей прикрытия, доложил обо всем командованию и, получив «добро», сам повел девятку Ил-2 на штурмовку. Скрытно подойдя к аэродрому, Баранов огнем своего оружия подавил 2 зенитные огневые точки и возглавил атаку на аэродром. В результате на земле было сожжено 20 немецких самолетов!

6 августа 1942 г. старший лейтенант Баранов провел бой, после которого о нем узнала вся страна. В этот день Михаил возглавлял патрулирование четверки Як-1 над переправой через Дон. Прикрывая переправу, его звено вступило в неравный бой с 25-ю немецкими истребителями, расчищавшими дорогу подходившим бомбардировщикам. С первого же захода Михаил сбил 1 Bf-109, после чего атаковал подошедшие германские бомбардировщики. Подбил пикировщик Ju-87, заставив его совершить вынужденную посадку в расположении советских войск. Тут же бросился на помощь проходившим рядом штурмовикам Ил-2, атакованным немецкими истребителями, сбил еще 2 Мессершмитта и, израсходовав весь боезапас, протаранил третий «Мессер», отрубив ему своей плоскостью хвостовое оперение. Як-1 Баранова от удара так же разрушился, и летчик выпрыгнул из самолета с парашютом. Опускавшегося на парашюте Баранова атаковали 3 Bf-109, но на помощь Михаилу бросился летчик из только что появившейся над местом боя группы 148-го ИАП младший лейтенант Иван Сержантов. Он отсек немцев от товарища и сбил один из этих истребителей. Всего в этом бою немцы потеряли 9 Мессершмиттов и 1 Юнкерс; 5 побед пришлись на долю Баранова!

Истребитель Як-1 капитана Михаила Дмитриевича Баранова. 1942 г
Истребитель Як-1 капитана Михаила Дмитриевича Баранова. 1942 г

За этот бой капитану Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. О подвиге летчика – 5 побед в одном бою, к тому же с тараном! – из газет узнала вся страна. Михаил стал первым из советских летчиков Сталинградского фронта, сбившим к августу 1942 г. 24 самолета противника. Поэтому, когда осенью генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин решил создать на базе 9-го гвардейского истребительного авиаполка «полк советских асов», одним из первых в это элитное подразделение был направлен капитан Баранов. Здесь он встретился со своим спасителем И.Я. Сержантовым, также переведенным в 9-й ГИАП. Капитан Баранов был назначен заместителем командира полка; его обязанностью теперь было обучение и «натаскивание» менее опытных летчиков, и он успешно занимался с такими пилотами, как Амет-Хан Султан, И.Я. Сержантов, П.Я. Головачев, которые впоследствии стали знаменитыми асами.

-4

Однако последствия полученной Барановым при таране контузии все чаще давали себя знать: Михаил стал часто болеть, в одном из вылетов у него сильно свело судорогой ногу и он едва не погиб. Чтобы снять с Баранова огромную физическую нагрузку его перевели на должность штурмана полка. Он продолжал летать, но уже меньше. А 17 ноября при отработке групповой слетанности у Михаила вновь свело судорогой правую ногу, и он с трудом посадил машину. Обеспокоенное командование направило Баранова в Дом отдыха. Летчик провел там 20 дней, не находя себе места - он нервничал и рвался в свою часть. К концу отпуска Баранов простыл и заболел, и врачи отправили его в госпиталь на обследование и лечение. Только 15 января 1943 г Михаил смог вернуться в свой полк, причем с медицинским заключением, что он подлежит амбулаторному лечению при части, и летать ему временно запрещено. А в это время 9-й ГИАП на Котельниковском аэродроме вел активную полетную работу, готовясь к новым боям. Наблюдать за полетами товарищей с земли для Баранова было настоящей пыткой, и он непрестанными уговорами добился от командира полка допуска к тренировочному полету. Ликующий Михаил влез в кабину новенького Як-1, недавно полученного с завода, и тут же взлетел. Но уже в воздухе он обнаружил неисправность регулятора оборотов, сделал круг и вернулся на аэродром. Не дожидаясь наладки неисправного агрегата на этом самолете, Баранов попросил у начальства разрешения пересесть на другую машину и произвести полет в зону. Получив такое разрешение, он вторично взлетел. На высоте 3000 м выполнил левый вираж, потом переворот через крыло и сразу же вывел самолет в горизонтальный полет. Машина, управляемая опытным летчиком, послушно реагировала на отклонение рулей. Но тут вдруг самолет внезапно перевернулся вверх колесами, с нарастающей скоростью пошел вниз, врезался в землю и взорвался! Это произошло 18 января 1943 года…

Причина катастрофы так и не была выяснена: самолет разбился вдребезги и сгорел. По одной из версии, к гибели летчика могла привести внезапно возникшая неисправность; по другой – не долечившемуся Михаилу могло стать плохо в полете, и он потерял сознание…

Всего за 1,5 года своей боевой деятельности гвардии капитан М.Д. Баранов совершил 285 боевых вылетов, провел 85 воздушных боев, в которых сбил лично 24 самолета противника, и 6 уничтожил на земле. В некоторых изданиях говорится также о том, что на счету Михаила было еще 28 групповых побед, однако в справочнике по советским асам М.Ю. Быкова, составленном по архивным документам, никаких сведений о групповых победах Михаила Баранова нет.

-5

Другие статьи канала по теме "Асы 2МВ":

Асы 2МВ. Советский «Тигр, напугавший Геббельса»

Воздушный «морпех» - папаша «бастардов»

Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе

Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!

"Невезучий везунчик Балтики"

2МВ: Тройка лучших асов Великобритании

«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов

Загадочная «кругосветка» немецкого аса

И вновь «Уалдкэт»: асы «Диких котов»

Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.

Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков

«Новозеландская кошка с девятью жизнями»

Великолепная пятерка советских асов-истребителей

Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков

Лучшие асы Битвы за Англию

Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.

Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?

«Чертова дюжина» Василия Голубева

Первые воздушные асы 2-й мировой войны

Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.