Найти тему

Как проводить SWOT-анализ правильно?

Дословно SWOT-анализ обозначает сильные, слабые стороны и возможности, угрозы компании. SWOT-анализ является элементом анализа микроокружения во внешней среде организации. Разработку SWOT-анализа условно можно разделить на 5 этапов:

1) Составление списка возможностей и списка угроз

2) Составление списка сильных и слабых сторон

3) Составление матрицы SWOT-анализа

4) Построение матрицы возможностей

5) Построение матрицы угроз

На самом деле метод разработки настоящего SWOT-анализа не такой сложный процесс, но при этом нужно учесть множество нюансов работы той или иной компании. Для уверенного составления собственных матриц SWOT-анализа вам нужны знания о микроокружении и внешней среде организации. Однако вы должны быть убеждены, что это всего лишь небольшие препятствия, а настоящий предприниматель должен уметь составить для своего бизнеса SWOT-анализ не обращаясь за помощью к специалистам, ну, или хотя бы разбираться в предмете перед тем, как столкнуться с необходимостью использования настоящих бизнес инструментов.

Буду объяснять своими словами, поэтому не обессудьте. Лучше всего следовать инструкции по созданию SWOT-анализа, а затем только смотреть на результат. Иными словами, не нужно думать о том, что вам может дать этот анализ, если вы предприниматель, а просто стоит его провести для своего бизнеса, чтобы лучше узнать о сильных, слабых сторонах, а также о ваших возможностях и угрозах

Конечно же, вначале создаете файл в любом текстовом редакторе или OpenOffice, который будет являться вашим собственным SWOT-анализом.

Итак, первый шаг – составление списка возможностей и списка угроз.

Выписываете по 5-6 возможностей и угроз, которые считаете, что могут возникнуть в компании.

Приведу пример направлений списка возможностей:

– Выход на новые рынки

– Ускорение роста рынка

Также приведу пример направлений списка угроз:

– Возможность появления новых конкурентов

– Замедление роста рынка

Главное, чтобы ваши возможности и угрозы были конкретными и по ним можно было бы понять, что речь идёт именно о вашей компании. (Например, составить список так, чтобы можно было понять, что он составлен для магазина обуви или ателье)

Второй шаг – составление списка сильных и слабых сторон.

Аналогично с первым шагом записываете сильные и слабые стороны вашего бизнеса, но главное, чтобы можно было определить, что это за бизнес по результату написания. Хотя бы нужно постараться, чтобы так получилось, но мой совет – никогда не зацикливайтесь и, если не получается, делайте как умеете.

Приведу пример направлений списка сильных сторон:

– Высокие финансовые ресурсы

– Высокая репутация

Направления для списка слабых сторон:

– Низкий уровень продаж

– Низкие финансовые ресурсы

Если хорошенько поразмыслить, то можно привести множество других направлений для составления матрицы SWOT-анализа, но в этой статье мы остановились на ограниченном списке направлений, потому что аналитикам рекомендуется самостоятельно анализировать микроокружение во внешней среде.

Третий шаг – составление матрицы SWOT-анализа

Составляете матрицу, как на скриншоте. На полях различные комбинации из возможностей/угроз и сильных/слабых сторон. В ячейках пишете мероприятия по использованию, сложившейся в результате комбинаций, ситуации.

Конечно, у вас может быть больше как комбинаций, так и мероприятий. В примере я указал некоторые стратегические мероприятия в зависимости от условий микроокружения во внешней среде. Однако у вас должны быть более конкретные комбинации и мероприятия.

Четвертый шаг – построение матрицы возможностей.

Чтобы при анализе добиться успеха, необходимо уметь оценивать возможности с точки зрения вероятности их использования и степени влияния на организацию.

-2

Каждая возможность распределяется в зависимости от уровня влияния и вероятности использования в соответствующие ячейки в середине таблицы, в одной ячейке – одна возможность.

ВС, ВУ, СС – высокое значение для компании, нужно обязательно использовать.

НУ, СМ, НМ – не заслуживают внимания компании.

НС, СУ, ВМ – можно использовать, если у компании достаточно ресурсов.

Пятый шаг – построение матрицы угроз.

Все угрозы из первого шага нужно распределить по вероятности реализации угрозы и возможным последствиям. Для этого необходимо составить матрицу угроз, как на скриншоте.

-3

Аналогично с четвёртым шагом, в одну ячейку – одна угроза.

ВР, ВК, СР – требуют немедленного устранения.

ВТ, СК, НР – первостепенный порядок устранения.

НК, СТ, ВЛ – устранение во вторую очередь.

НТ, СЛ, НЛ – отслеживать.

Отлично, на этом вынужден попрощаться. Очень надеюсь, что после прочтения данной статьи вы сможете провести SWOT-анализ для своих нужд. Конечно, сама по себе методика довольно старая, но в арсенале продвинутого управленца может служить отличным инструментом!

-4