Найти в Дзене
Я вам покажу!

Архитектура деревянных жилых домов г. Рязани XIX - начала XX вв. Часть 2

Художественный стиль домов первой группы происходит от классицизма, который был в конце XVIII - начале XIX столетий обязательным архитектурным стилем для всего русского государства. В то время планировку большинства русских городов пересматривали в соответствии с господствующим направлением в архитектуре. Разрабатывались генеральные планы, которые обязывали, в том числе, застраивать кварталы апробированными фасадами архитекторов Гесте, Руска, и Стасова. Образцы фасадов были выпущены в отдельных альбомах и в качестве приложения к полному Своду законов Российской империи в период 1809-1813гг. Рязань не стала исключением. В 1780 году наш город получил вновь утвержденный генеральный план и номера апробированных фасадов, рекомендованных для застройки городских кварталов. Как уже говорилось ранее, в 1837 году в Рязани был сильный пожар, поэтому деревянных домов, построенных по рекомендованным канонам, сохранилось немного. Но архитектурный образ уцелевших домов полностью соответствует худож

Художественный стиль домов первой группы происходит от классицизма, который был в конце XVIII - начале XIX столетий обязательным архитектурным стилем для всего русского государства.

В то время планировку большинства русских городов пересматривали в соответствии с господствующим направлением в архитектуре. Разрабатывались генеральные планы, которые обязывали, в том числе, застраивать кварталы апробированными фасадами архитекторов Гесте, Руска, и Стасова. Образцы фасадов были выпущены в отдельных альбомах и в качестве приложения к полному Своду законов Российской империи в период 1809-1813гг.

Рязань не стала исключением. В 1780 году наш город получил вновь утвержденный генеральный план и номера апробированных фасадов, рекомендованных для застройки городских кварталов.

Как уже говорилось ранее, в 1837 году в Рязани был сильный пожар, поэтому деревянных домов, построенных по рекомендованным канонам, сохранилось немного. Но архитектурный образ уцелевших домов полностью соответствует художественным традициям, заложенным в альбомах, и закону «О правилах при производстве в городах частных строений». Вот основные принципы этого закона, составленного на основе пояснительной записки, написанной архитектором Стасовым к проектам для Старого Оскола:

1-е. Чтоб во всяком фасаде на средине окно, а не простенок, а потому строения будут иметь одно, три, пять, семь или более непарное число окон.

2-е. Чтоб в каменных строениях окна были не менее вышиной двух аршин с четвертью и шириной одного аршина с четвертью, исключая мезонинов и антресолей, в которых окна могут быть и ниже.

3-е. Чтоб простенки между окон не были уже широты окна и, чтобы от окна до крыши не было менее с карнизом одного аршина с четвертью.

4-е. Чтоб разделение и украшение окон всего строения было принято с одной фасады из числа апробированных, чем сохранится образец без потери его регуляторства, а только, что будет более или менее величиною, ибо на множество случаев не возможно, чтобы было столько точных образцов.

Если сравнить с образцовыми фасадами типичные дома того периода, сохранившиеся в Рязани, то можно увидеть, что они полностью соответствуют им - как в пропорциях, так и в архитектурно-художественном отношении. Поэтому можно с уверенностью сказать, что они построены именно в первой половине XIX века.

Фото: Александр Синицын
Фото: Александр Синицын

Апробированными фасадами Гесте, Руска и Стасова в градостроительной практике безоговорочно пользовались вплоть до 1835 года, когда Николай I предписал впредь для царского села пользоваться чертежами фасадов, изданными Менделем в Берлине. Это предписание было распространено на все города России. В 1840 и 1841 годах было утверждено несколько десятков новых чертежей образцовых фасадов обывательских домов, составленных А.А. Тоном, О.Б. Бремером и другими архитекторами. Этот период был как бы переходным звеном к новому стилю и временем заката обязательности «нормальных фасадов».

Русские архитекторы того времени все чаще выступали с критикой канонов классицизма и призывали внимательнее относиться к местным и национальным особенностям.

И.И. Свиязев в предисловии к изданным в 1845 году чертежам Введенской церкви в Петербурге, построенной по проекту К.А. Тона, писал: «Никого не обвиняя, кроме времени, скажем откровенно, что русскому житью-бытью плохо стало от завезенной без осмотрительности итальянской архитектуры, которая на каждом шагу боролась с небом, климатом, почвой и образом жизни… Она для пустой и никем не замечаемой соответственности, а иногда для какой-либо прикрасы, жертвовало всеми удобствами, всеми выгодами внутреннего размещения».

В этом высказывании ясно слышится призыв к переоценке ценностей, к поиску нового эстетического содержания архитектуры. Эти поиски развивались в рамках движения, которое можно назвать «национальным романтизмом». В тот период резко возросло национальное самосознание в результате победы в Отечественной войне 1812 года, и это стало толчком к изучению национальной самобытности и народности в разных сферах. Философские и политические искания породили славянофильство и народничество, а в области искусства возник реализм.

Фото: Паначева Ксения
Фото: Паначева Ксения

Эти тенденции нашли свое отражение и в архитектуре деревянных домов того времени. Пример тому - проекты из «Атласа фасадов домов по крестьянскому образцу» 1851 года издания. В декоративном решении образца фасадов немаловажную роль играет пропильная резьба, которую авторы «Атласа» «подсмотрели» на крестьянских избах.

В 1858 году появился указ, отменявший обязательность применения «нормальных фасадов» и разрешающий обывателям строить дома по индивидуальным проектам. В это же время родился и получил широкое распространение новый тип постройки – многоквартирный доходный дом. Он представлял собой примитивную «ячейковую» структуру, уйти от «монотонности» которой, впрочем, можно было при помощи разнообразных декоративных деталей на фасадах.

В конце XIX века романтическое движение за «национальный стиль» в архитектуре стало особенно популярно. Его приверженцы искали приемы организации пространства, связанные с традициями допетровской архитектуры. Эти тенденции пользовались спросом и среди нового молодого класса русской буржуазии, боровшейся за самоутверждение и независимость от иностранного влияния. Именно «национальный романтизм» определяет своеобразие русской архитектуры того времени. В Рязани этот стиль очень богато представлен деревянными постройками того периода, которые в основном и составляют дома второй группы.

(продолжение следует)

Обо мне и моем проекте можно прочитать ЗДЕСЬ
Подписывайтесь на мой канал. Я вам покажу! (и расскажу))
Другие мои страницы в интернете:
Мой сайт
ВКонтакте
Facebook
Instаgram