"Карась" - это инструмент работы Страдивари, "подмешанный" к фабричным скрипкам, которые проходят испытания. Узнать его по звуку - значит "поймать карася". Так говорили ловкие на язык музыканты.
Сперва выбирается эталон - средняя по качеству скрипка, которую все члены комиссии держат в руках, пробуют смычком, выслушивают, ощупывают и в конце концов выставляют ей бесспорный бал - скажем, четвёрку. Эталон обсуждают долго, пока с его оценкой не согласятся все присутствующие. Это очень важное дело.
Затем начинается испытание. "Концерт" получается однообразный и скучный. Весь день играет за ширмой один и тот же музыкант. Всё время звучат одни и те же музыкальные отрывки: например, восемь тактов "Чаконы" Баха(аккорды), начала первой и второй частей скрипичного концерта Чайковского (показ мелодичности инструмента) и фрагмент из "Перпетуум мобиле" Паганини (показ техники - быстрые, стремительные звуки).
После двух часов терпеливого, придирчивого и очень утомительного слушания, в течение которого не прекращается "ловля карася", подводятся итоги.
Осенью 1959 года на таком экзамене партия фабричных скрипок, изготовленных по новой системе, одержала победу, которая ошеломила всех. Четырнадцать таких скрипок (из сорока четырёх) получили балл выше "карася" - инструмента работы Страдивари!
Для музыкантов "рыбная ловля" окончилась неудачей, которую они пережили с некоторым раздражением: уж очень обидно не узнать итальянскую скрипку среди фабричных. Впрочем, торжествовать было рано. Слишком часто поспешные восторги оказывались случайными, слишком много разочарований хранила память скрипичных мастеров. Да и "карась" был, как стали утверждать скептики "плохонький", хоть и сделанный прославленным кремонцем.
Маленький коллектив работников экспериментальной фабрики инструментов полон больших надежд. Они продолжают своё увлекательное дело. Ведь по баллам опытные скрипки чуть-чуть отстали от старинных. Подмечено и другое: очень высокие оценки фабричные скрипки получили лишь тогда, когда эксперты слушали их на расстоянии не менее семи метров от исполнителя. А у самого уха эти скрипки звучат чуть-чуть резче, острее, чем хотелось бы. Чувствуется "свежесрубленное" дерево, как метко сказал один скрипач.
Но экспериментаторам пришло время понять, что такое "обыгрывание" скрипки, решить проблему, давно уже ставшую "яблоком раздора" среди инструментоведов, да и самих музыкантов.
Улучшается ли скрипка от многолетней игры на ней? Согласного ответа на такой вопрос не существует. Как уверяют многие, никакого изменения звука от этого не происходит. Скверная скрипка остаётся скверной, сколько на ней не играй - заявляют противники обыгрывания и приводят в пример тысячи рядовых оркестровых и учебных инструментов, которые звучали заведомо больше итальянских, но остались плохими.
Другие инструментоведы возражают. Во время игры, говорят они, скрипка работает, части её взаимодействуют, и это не проходит бесследно. Очень может быть, что "свежие" инструменты Страдивари звучали "у уха" так же, как новенькие фабричные экспериментальные. Ведь всё на свете устаёт, стареет. Если плохой инструмент не улучшится от этого, то хороший может стать лучше?
Далёк тот день, когда великолепные скрипки будут вытачиваться на станках - автоматах, ведь секрет Страдивари так и остался тайной, которую не под силу разгадать науке. А жаль. Любой ученик и зрелый скрипач мечтает поиграть на инструменте, которым восхищался много лет тому назад великий Паганини!