Те, кто хоть немного интересуется бронетехникой, и танками в частности, наверняка знают, что на наших Т-72 и Т-90 используется двигатель, разработанный еще в 1930-х гг.. Речь идет о В-2, ставившийся еще на Т-34. С тех пор он много раз модернизировался и соответственно имеет много модификаций. На Т-72 он имеет обозначение В-84. Но вершиной семейства двигателей В-2 является В-92С2Ф, выдающий 1130 л.с. Первоначально В-2 имел мощность в 500 л.с.
И вот в 2011 году на Уралвагонзаводе решили сделать новый танк. Не просто танк, а целую платформу, под названием Армата. Сказано - сделано! В 2015 на Параде Победы в Москве весь мир лицезрел танк Т-14 и БМПТ Т-15. Это была совершенно новая техника, не имеющая ничего общего с советским наследием. Там было новым все: корпуса, катки, КПП, двигатель. Про двигатель хотелось бы сказать отдельно. Что это за мотор? А это разработка челябинского КБ Трансдизель, 12-и цилиндровый Х-образный дизельный мотор. Вообще, его разработкой занялись еще в начале 90-х и планировался он устанавливаться для перспективного танка под условным обозначением "Объект 195" или Т-95, как его еще называли. Кстати, Т-95 можно смело называть отцом Арматы. Концепция у них была схожей, все та же капсула на три человека и необитаемая башня. Двигатель называется А-85-3.
Как я уже сказал, Х-образный, 12-и цилиндровый. Заявляется о его максимальной мощности в форсированном режиме до 1800 л.с. В обычном режиме она будет составлять 1500 л.с. Максимальные обороты не должны превышать 2000. Масса его 1550 кг., это на полтонны выше В-92. Длина - 81см., ширина - 130см., высота - 82см. Для сравнения, длина В-92 - 156 см.,высота - 92см., ширина - 89,6 см. Как мы видим, А-85-3 ниже и короче. Объем у него так же поменьше - 34.6 л., против 38.8 л. у В-92. Разница в 4 литра для таких объемах не значительна. Оснащается А-85-3 турбонаддувом. Но турбонаддув обеспечивается не просто турбиной, а газотурбиной. Грубо говоря, на дизельный двигатель поставили еще один маленький газотурбинный двигатель! Кстати, А-85-3 имеет и другое часто встречающееся обозначение - 12Н360. В плане расхода топлива они примерно одинаково прожорливы, от 300 л/100км по шоссе и выше! Что ж, двигатель хороший и нужный. При меньшем объеме и одинаковом расходе топлива фактически на 50% мощнее В-92. Будем ждать и надеяться, что наша армия не будет затягивать с поставками Армат в войска. Ну или в крайнем случае, пускай поставляют на экспорт. Как говорится не нефтью и газом едины!
Спасибо за внимание!