Найти тему
VIKENT.RU

Способствование созданию гениальных творений по Джакомо Леопарди

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Высказывания о творческих личностях

1. Джакомо Леопарди
1. Джакомо Леопарди

«Разнообразие, приданное природой явлениям и человеческим умам, столь велико, что даже среди философов, ищущих, казалось бы, одну и ту же истину, в силу чрезвычайного многообразия точек зрения по любому поводу, свойственных разным умам, каждый отличался бы оригинальностью, не читай они других философов и не смотри они на вещи чужими глазами.

И нетрудно обнаружить, что истины, изрекаемые в наши дни писателями, которые слывут оригинальными, по большей части, хоть и принимаются за новые, на самом деле новы лишь по форме и как-либо иначе высказаны уже были.

И вы видите, что все писатели неевропейцы, например восточные - Конфуций и др., - хоть говорят они примерно то же, что и наши, всегда кажутся оригинальными, поскольку, не читавши наших европейских философов, не могли им подражать или следовать и невольно сообразовываться с ними, как это случается со всеми нами». […]

Уже не раз было замечено, что если научные академии, быть может, и принесли пользу наукам, способствовали новым открытиям и облегчили их, то литературные академии, скорее, нанесли литературе вред.

Действительно, научные академии почти никогда не придерживались какой-либо одной системы философии, но оставляли свободное поле для отыскания истины, какая бы система этому ни способствовала; особенно трудно было бы придерживаться одной системы в исследовании природы, поскольку здесь нужно помогать открытиям, которые могут проистекать только из подлинной действительности, и невозможно предвидеть, что они обнаружат и с какой системой их можно будет согласовать. Придерживаясь одной системы, академии принесли бы вред наукам, как литературные академии - литературе.

2. Феликс Валлотон. Портрет Леопарди, 1895
2. Феликс Валлотон. Портрет Леопарди, 1895

Неоспоримо то, что литература, хотя имеет свои правила, всё же никогда не получала пользы, если эти правила чётко определялись, провозглашались обязательными и превращались в свод законов. Все великие греческие поэты жили до Аристотеля, все великие поэты Рима - до Горация или одновременно с ним. Но разве нет пользы в том, что хорошему вкусу оказывают поддержку, распространяют его, делают нормой для литературных произведений? Конечно, хороший вкус нужен народу, но им должен обладать каждый человек в отдельности и весь народ в целом, а не какое-либо законодательствующее и захватившее диктатуру объединение педантов.

Прежде всего, нелегко способствовать созданию гениальных творений. Почести, слава, рукоплескания и выгоды суть могучие средства, способствующие их появлению, - но не те почести и не та слава, которые воздаются рукоплесканиями какой-нибудь академии. У древних греков и даже римлян были публичные литературные состязания, и Геродот писал свою историю, чтобы прочесть её народу.

Такие вещи побуждают куда сильнее, нежели мысль о маленьком обществе, сплошь состоящем из самых образованных и начитанных особ, где невозможно произвести того впечатления, какое производят на народ; к тому же для удовольствия критиков пишут:

1) со страхом, а это пагубно;
2) стараясь найти побольше необычного, утонченного, остроумного, словом - тысячи пустяков.

Только когда слушателем будет народ, это может способствовать оригинальности, величию и естественности сочинения. Во-вторых, если помогать гению бесполезно, если шпоры ничего не дают ему, то узда его убивает, - я имею в виду узду, налагаемую чужим, а не его собственным суждением.

Если же нет гения, то тут бесполезны любые лекарства; литературному же наставничеству никто никогда не был обязан литературными достоинствами, если нет добрых обычаев (я разумею верное суждение и хороший вкус).

Однако, если вкус извращён, разве не принесёт пользы попытка восстановить его, распространить хороший вкус и т. д.? Принесёт, - но лишь в том, что благодаря усилиям академий перестанут писать плохо; а чтобы стали писать хорошо, - этого им не добиться. […]

3. Recanati piazza Leopardi
3. Recanati piazza Leopardi

Я повторю то, что сказал в начале моих размышлений. Все просвещённые народы после золотого века пережили век извращённости и затем оправились после него; но с той поры число подлинно великих писателей, сравнимых с прежними (я имею в виду литературу, а не мысль, философию и т. д.) - одним словом, примеров вновь наступившего золотого века я ещё ни разу не видел.

В лучшие века великие писатели имели перед собой образцы того хорошего, чему они должны были следовать, а не того дурного, чего им надобно было избегать.

Образцы первого рода могут принести пользу, вторые лишь вредят. Я имею в виду вот что: если и были плохие писатели, они не составляли целого разряда и о них известно было - приблизительно и в общих чертах - то обстоятельство, что они никому не нравятся, а не причины, почему они не нравятся. Представление об их пороках не было уточнено, их недостатки - досконально не разобраны, хотя в действительности мы видим, что даже величайшие писатели порой делали детские ошибки.

Одним словом, учение о том, что хорошо и что плохо, ещё не составилось и не было разработано до мелочей. Его место занимал природный вкус.

После века извращённости писатели поднимаются в полной растерянности. Появляются сомнения, страхи, мелочность. Всё взвешивается, зрение становится искуственным, потому что никто не верит, что довольно и естественного вкуса, искусство и критика поднимаются все выше, природа утрачивается (быть может, она сохраняет больше силы в век порчи, нежели в следующий за ним), возникают произведения совершенные, но не прекрасные».

Джакомо Леопарди, Из «Дневника размышлений» / Нравственные очерки. Дневник размышлений, Мысли, М., «Республика»,2000 г., с. 220-222.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

Старейшая и наиболее авторитетная конференция по темам: развития креативности, ТРИЗ и развития личности пройдёт в 46-й раз

в ONLINE-формате 03 Мая (воскресенье) с 11:00 до 18:00

Подписка 1 кликом на видеоканал VIKENT.RU, где собрано более 1300 видео по теме Творческих личностей, команд и методик креатива

Изображения в статье

  1. Джакомо Леопарди, Автор: неизвестен, Общественное достояние
  2. Феликс Валлотон. Портрет Леопарди, 1895, By Félix Vallotton - Bibliothèque nationale de France, Public Domain
  3. Recanati piazza Leopardi , By Claudio.stanco - Own work, CC BY-SA 4.0