Найти в Дзене
Молодёжная газета

Екатерина Сизова (Глухова): «Бабушка проводила на фронт пятерых сыновей»

Воспоминания о военном детстве уроженки с. Красный Урюш Караидельского района Башкирии.

На фото: супруги Татьяна и Петр Глуховы вместе со своими тремя детьми.

Наша школа-десятилетка размещалась в бывшем барском доме с.Красный Урюш Караидельского района. 

-2

На третьем этаже был интернат, в пристрое к барскому дому жили детдомовские ребята. Наше село Красный Урюш Караидельского района было очень большое, здесь находились МТС, спиртзавод, мельница. Детей из близлежащих селений училось очень много, аж в две смены. В школе было печное отопление, дрова сами заготавливали: кололи, пилили. Учителями работали эвакуированные, после войны они все вернулись домой. Учеников кормили в школе один раз в день супом: бульон и несколько долек картофелины. Поваром работал Галимхан, мы его звали дедом Галимханом.

В годы войны в колхозе были трактора, но их было мало. Выжили мы за счет своего подсобного хозяйства. Наша семья держала скотину, два огорода. Землю пахали на лошадях. По хозяйству нам помогала бабушка Анна Ивановна. Мы, внуки, ее очень любили. Из своих семерых сыновей бабушка пятерых проводила на фронт: четверо вернулись живыми, самый младший пропал без вести.

-3

Мой отец Глухов Петр Васильевич (он на фото) 20.01.1911 года рождения призван на фронт в начале войны, вернулся в июле 1944 года, с ранением в ноге, так и прожил с этим осколком всю жизнь, периодически было нагноение, когда осколки выходили. За помощью к врачам он никогда не обращался, мама сама делала ему примочки. После войны отец работал на спиртзаводе в пекарне печником, кочегаром. Эвакуированным моя мама помогала с едой: приносила картошку, дети очистки жарили на плите…

В 1944 году я пошла в первый класс, чернила нам взрослые делали из сажи, писалось ими красиво, а вот когда сажа подсыхала, то все размазывалась. 

На фото тех лет Екатерина крайняя справа.

Бумаги в те года у нас не было, кладовщица с машиностроительной станции (МТС) давала нам старые квитанции, мы на них и писали на обороте. В школе один раз в год выдавали карандаш и перьевые ручки, которые мы называли «лягушками». Чернила были только у педагогов. Школьной формы не было, носили, что придется. Хорошо помню нашу первую учительницу Наталью Алексеевну Лядову. Даже сложные для детского понимания вещи она умудрялась объяснять очень доходчиво.

В 1947 году был неурожай, мы очень голодали, ели траву лебеду, щавель, пекли из желудей лепешки.

Мы в годы войны дружно жили… Женщины - «солдатки» (так называли тех, у кого мужья были на фронте) собирались у соседей в большом доме, построенном из белого камня, брали с собой 2-3 полена для печки. Подбадривали друг друга, веселились, пели песни… После окончания 8 классов я поехала учиться в Уфу, где и осталась работать. 

-5

В Лекаревку Уфимского района мы вместе с моим супругом (на фото вместе с Екатериной Сизовой) переехали в 2000 году. На родину ездили в прошлом году, мне было очень печально от увиденного зрелища... Ничего от прошлой жизни там не осталось… Ни клуба, ни молодежи, ни МТС… В деревне живут только пенсионеры… Даже здание школы кто-то выкупил…Жалко…

Людмила Павлова, Наиля Семичева, члены Таптыковского краеведческого общества.