Найти тему
ВИДОК

Психология толпы

Ты сам виноват
Ты сам виноват

Собственную стратегию биржевой торговли мы можем строить по-разному. Кто-то опирается на экономический или технический анализ, другие исследуют политические тенденции или стремятся получить доступ к инсайдерской информации, третьи просто рассчитывают на удачу и собственную интуицию. Но в любом случае в момент совершения сделки нами владеют эмоции: от страха до куража, от сомнений до предвкушения, от возможных убытков до баснословной прибыли. Эмоции тысячи трейдеров сливаются в огромные психологические волны, по гребням которых скользят биржевые котировки. И пока мы в одиночестве сидим перед монитором, мы не всегда в полной мере осознаем, насколько влияют на рынок общие психологические настроения массового сознания участников биржевой торговли — или биржевой толпы. Если мы не сумели точно настроиться на ее диапазон и не обращаем должного внимания на перемены ее настроения — успешная торговля на фондовом рынке будет для нас весьма затруднительна. Судите сами: информационные агентства доводят до нас значимую для рынка новость, но степень реагирования на нее определяем именно мы с вами. В тот самый момент, когда под влиянием этой новости вдруг бросаемся к монитору и, практически не думая, продаем все купленные ранее ценные бумаги, несмотря на то, что еще пару секунд назад были намерены удерживать открытые позиции как минимум несколько недель.

-2

  • Успешная работа на фондовом рынке во многом определяется тем, насколько мы понимаем психологию толпы и чутко реагируем на изменения ее настроения. А для этого нам необходимо понимать два основных принципа массовой психологии: психологию формирования биржевой цены и принцип действия силы, движущей рынок в том или ином направлении.

Психология формирования цены

Цена актива на биржевом рынке формируется по основным рыночным законам и является точкой пересечения максимума покупки и минимума продажи. Это значит, что сама по себе цена является результатом переговоров продавца и покупателя, а сделка – своего рода компромисс между их взаимопротиворечащими целями. Однако переговоры о цене в условиях уединения кардинальным образом отличаются от формирования цены в условиях биржевых торгов. На бирже за каждой еще не совершенной сделкой между продавцом и покупателем наблюдает толпа неопределившихся. Они еще не вступили в переговоры, они не готовы совершать сделку, однако как для покупателя, так и для продавца существует опасность того, что в любой момент кто-то из толпы наблюдателей может опередить их и назначить лучшую цену за актив, являющийся предметом торга. Под пристальным наблюдением толпы переговоры о цене идут значительно быстрее, покупатели и продавцы вынуждены идти на уступки, которые тем больше, чем выше заинтересованность каждой из сторон в совершении сделки.

Таким образом, влияние массовой психологии на установление биржевых цен огромно. Более того, направление движения цен напрямую зависит от того, какие настроения владеют биржевой толпой.

  • Если толпой владеют ожидания общего роста фондового рынка — такой рынок биржевики называют «бычьим». А те, кто в расчете на рост покупает ценные бумаги, традиционно именуется «быками». Ожидания падения фондового рынка вызывает «медвежьи» настроения биржевой толпы, а тех, кто продает ценные бумаги в расчете на снижение их стоимости, называют «медведями». «Быки» двигают рынок вверх, «медведи» пытаются продавить его вниз, и их совокупные усилия определяют направление движения цены и приводят к появлению рыночных тенденций.

Сила, движущая рынок

Если задать начинающему инвестору вопрос «Почему цена актива на бирже растет?», можно получить самые разнообразные ответы, наиболее часто встречающимся из которых будет «Потому что покупателей больше, чем продавцов». Однако совокупный объем купленных на бирже активов всегда равен совокупному объему проданных, в противном случае сделка просто не может состояться.Рост цены актива на биржевых торгах определяется тем, что желание купить актив значительно превышает желание от него избавиться. В связи с этим покупате