Бриз с Индийского океана, приносит на восток Узамбарских гор Африки влажный воздух и порождает буйную лесную растительность с множеством растений и животных. Восточную часть Узамбарских гор часто называют „горячей зоной” мирового биологического разнообразия.
Был 1892 год. Стоял жаркий летний день. Губернатор провинции Танга (Танганьика, Танзания) в Восточной Африке совершал прогулку по своим плантациям ванили и каучука. Губернатор был молод и счастлив — ведь рядом с ним была его невеста.
За плантациями начинался тропический лес, а дальше было скалистое ущелье, по дну которого протекала река. Здесь, в тени деревьев, губернатор заметил нежные сине-фиолетовые цветы. Они росли в изломах скал. Растения пустили корни в небольших трещинах, где скопилось немного земли, и перегнивали остатки растительности.
Невиданный цветок «словно светился бледно-голубым светом…, а в середине его горел ярко-жёлтый огонёк»; губернатор преподнёс его восхищённой невесте. Это был хороший знак. Маленькому растению с фиолетовыми цветами было предсказано большое будущее.
Роковая ошибка Венланда
Что же произошло дальше? Adalbert Emil Walter Redliffe le Tonnevy Von St.Paul-Illaire (Адаберт Эмиль Вальтер Редлифф Ле Тонневи Фон Сэн Поль-Иллаир) — таково было полное имя барона и губернатора, — решил подарить прекрасный цветок всем красавицам Европы и послал образцы нового растения своему отцу, страстному любителю ботаники, в Германию. Его отец, понимая всю важность открытия, отнёс их своему другу Герману Вендланду, который был ботаником и занимал должность директора Королевского Ботанического Сада в Герренсхаузене, близ Ганновера. Полученные семена были немедленно посажены, и в 1893 году новое растение впервые зацвело в Европе. В течении последующих 10 лет растение стало европейской сенсацией. Но у прекрасного растения ещё не было имени. Перед ботаником встала задача определить, к какому семейству, роду и виду оно относится, и дать ему имя.
После тщательного изучения господин Вендланд пришёл к выводу, что растение принадлежит к семейству геснериевых, однако его нельзя отнести ни к одному известному в то время роду этого семейства, и следует считать его новым родом. Герман Вендланд дал этому роду наименование. Он назвал его Saintpaulia (Сенполия), увековечив тем самым имя первооткрывателя Африканского растения.
Теперь оставалось определить его вид. Господин Вендланд заметил, что цветы необычного растения имеют форму, характерную для фиалки, и назвал его ionantha, что в буквальном смысле означает „похожий на фиалку”, „фиалкоцветковый”, ведь слово «ion» на латыни означает „фиалка”. Так господин Вендланд, сам того не желая, на долгие годы внёс путаницу, которая произошла от наименования цветка. А случилось вот что. Новое растение полюбилось людям. Его стали выращивать дома, и все называли его «фиалка», забыв о слове „похожий”, или даже не подозревая о нём, хотя к настоящей фиалке (Анютины глазки) это растение не имеет никакого отношения! Сегодня фиалка популярное растение комнатных цветников. Не удивительно. Достаточно одного брошенного на неё взгляда и вы уже ощущаете снижение уровня стресса и повышение жизненного тонуса.
Журнал Розмари