Наш прошлый пост был посвящен концепт-карам, созданным в годы Перестройки институтом НАМИ и его ленинградским филиалом. А в этом материале мы предлагаем посмотреть на опытные образцы, которые в то же самое время были построены на наших отраслевых автомобильных заводах. Итак, с какими наработками они подошли к развалу страны, и что из этого удалось потом воплотить в жизнь?
Запорожский автозавод «Коммунар»
В расчете на ближнесрочную перспективу в XII пятилетке на заводе разрабатывали модернизированную «Таврию» с 5-дверным кузовом (ЗАЗ-1105, о которой мы недавно писали ЗДЕСЬ), а в расчете на более отдаленный период – вторую половину 1990-х – прорабатывали проект совсем нового автомобиля ЗАЗ-1106. Выше показан полноразмерный макет «шестерки» в экспозиции выставки «Автодизайн» 1988 года.
Луцкий автозавод
Автозавод в Луцке, входящий в состав ПО «АвтоЗАЗ», активно готовил внедорожник нового поколения ЛуАЗ-1301, ориентированный на использование двигателя и ряда элементов интерьера от «Таврии». Довольно занятная машинка намечалась: с трансформируемым кузовом и регулировкой дорожного просвета за счет пневмоэлементов в подвеске. Ее пытались освоить более десяти лет, но безуспешно.
Волжский автозавод
На таком большом предприятии, как АвтоВАЗ, одновременно велось множество опытно-конструкторских работ. Но ключевой задачей, безусловно, в годы Перестройки являлось проектирование семейства ВАЗ-2110. На фото выше – экспериментальная «десятка» еще с «двухэтажными» боковыми окнами на испытаниях зимой 1989/1990 гг. Это единственный автомобиль во всей сегодняшней подборке, сумевший добраться до массового производства.
На следующем фото – «микролитражка» ЕлАЗ-1121 «Ока-1»: модернизированный вариант обычной «Оки», который создавался АвтоВАЗом в расчете на производство гигантскими тиражами на строящемся Елабужском автозаводе. Внешние отличия от ВАЗ-1111 были минимальны, однако «двадцать первая» машина получила совершенно новый интерьер и доработанную ходовую часть. А еще для модели 1121 проектировался новый 3-цилиндровый двигатель. Правда, на демонстрационном образце 1989 года постройки, показанном на этой фотографии, еще стоял обычный 2-цилиндровый моторчик от «Оки». Елабужский автозавод не достроили, а наработки по проекту ЕлАЗ-1121 остались невостребованными хотя бы даже СеАЗом или КамАЗом.
На этой фотографии, датированной 1989 годом, показан полноразмерный макет ВАЗ-2123 – «Нивы» нового поколения – во время продувки в аэродинамической трубе. Весьма похоже на будущий универсал ВАЗ-2111, только немного растянутый в высоту и поставленный на большие 16-дюймовые колеса! И почти ничего общего с внешним обликом того автомобиля, который в итоге пошел в производство под индексом ВАЗ-2123 спустя более чем десятилетие.
Автозавод имени Ленинского комсомола
На АЗЛК в годы перестройки родилось сразу несколько концептов совершенно разных классов. Наиболее близким к реальной жизни из всех них был седан АЗЛК-2143 «Яуза»: его готовили в качестве преемника серийному «сорок первому», рассчитывая поставить на конвейер в середине 1990-х годов. Машину предполагалось оснащать перспективными бензиновыми моторами собственной конструкции, для изготовления которых на АЗЛК строился новый цех. Трансмиссия могла быть как переднеприводной, так и полноприводной.
Конструкторы АЗЛК не остались в стороне и от работы над популярной темой «Перспективный автомобиль 2000 года». Он получил на заводе имя АЗЛК-2144 «Истра» и отличался, помимо незаурядной внешности, совсем уж экзотическими решениями: обтекаемый кузов из алюминиевого сплава, отсутствие центральных стоек, поднимающиеся вверх двери, 3-цилиндровый многотопливный дизель, способный работать на рапсовом масле… «Истру» так и не достроили: в 1991 году работы замерли на стадии полноразмерного несамоходного макета.
Сегодня машины такого класса мы называем минивэнами, а тогда в ходу был другой термин: «Универсал повышенной вместимости». Единственный самоходный макет 7-местного АЗЛК-2139 «Арбат» построили в конце декабря 1987 года, и для того времени его дизайн выглядел ультра-современным! Кузов имел стальной пространственный каркас и пластиковые наружные панели. А по ходовой части и силовому агрегату он был унифицирован с перспективными легковыми «Москвичами».
Второй, альтернативный вариант перспективного минивэна для АЗЛК построили к 1990 году на итальянской фирме Garnero. Он получил имя «Ресса». Но в сравнении с собственным «Арбатом» он выглядел… более старомодным, хоть и был на пару лет свежее!
Совместно с Братиславским автозаводом АЗЛК планировал организовать выпуск 8-местных микроавтобусов и фургонов на 1 тонну груза. Собирать их должны были параллельно в двух странах, причем словацкая сторона была ответственной за изготовление кузовов, а советская – за силовой агрегат и узлы шасси. В 1991 году построили три макетных образца таких машин, названных АЗЛК-3733 и BAZ MNA 1000. На том дело и застопорилось. В 1990-е годы новым хозяевам завода АЗЛК ни одна из названных здесь разработок не понадобилась. Очевидно, на долгую работу предприятия они не рассчитывали с самого начала.
Ижевский машиностроительный завод
Следуя примеру АЗЛК, на Ижмаше пробовали спроектировать собственный минивэн ИЖ-042 на агрегатах перспективного хэтчбека «Орбита». Но, в отличие от «Арбата», он получил кузов вагонного типа и привод на задние колеса. В целом по компоновке и внешним очертаниям кузова ИЖ-042 напоминал новые модели минивэнов Toyota. Опытный образец построили в 1991 году. Его судьба не отличается оригинальностью: закрытие проекта из-за прекращения финансирования, забвение, музейная площадка…
Горьковский автозавод
Горьковчане встретили 1991 год, имея готовые технические проекты трех принципиально новых «Волг»: переднеприводной ГАЗ-3103 и еще двух машин с колесной формулой 4х4: люксовой ГАЗ-3105 (на фото она слева) и более демократичной ГАЗ-3104 (справа). Между собой они принципиально отличались уровнем комплектации и двигателями: «ноль пятой» полагался новый бензиновый V8, а «ноль четвертая» и «ноль третья» должны были довольствоваться рядной «четверкой» ЗМЗ-406. Формально автомобиль ГАЗ-3105 даже добрался в 1990-е до производства, однако дело ограничилось сборкой всего нескольких десятков образцов. Проект в итоге закрыли из-за нерентабельности: машина оказалась «сырой», нетехнологичной и очень дорогой.
Ульяновский автозавод
В апреле 1991 года ульяновцы построили 4 опытных образца УАЗ-3172 (в военном и гражданском исполнениях). Это были машины совершенно нового поколения, которые превосходили серийных собратьев УАЗ-3151 по всем статьям, от плавности хода и комфорта до грузоподъемности и проходимости. Появись эта машина на конвейере – она имела шансы стать самым серьезным «проходимцем» среди всех зарубежных одноклассников. В 1992-1993 гг. УАЗ-3172 успешно прошел государственные приемочные испытания, однако Минобороны не смогло профинансировать его подготовку производства.
Параллельно с классическим внедорожником УАЗ-3172 в Ульяновске разработали и построили 4 опытных образца новых микроавтобусов вагонной компоновки УАЗ-3972. Планировалось, что семейство этих машин придет на смену устаревшим «буханкам» и «головастикам», но их в итоге постигла та же участь, что и УАЗ-3172: денег для их освоения не нашлось.
Завод микроавтобусов «РАФ»
Ходовой макет микроавтобуса РАФ М1 «Роксана» был построен рижанами в 1990 году. Окончательную доделку образца производила британская фирма IAD. По массогабаритным параметрам М1 являлся аналогом будущего газовского «Соболя». Он точно так же имел полукапотную компоновку, задний привод и даже тот же двигатель ЗМЗ-406. Никакого дальнейшего развития после 1991 года проект не получил.
Московский автозавод имени Лихачева
В 1988 году на заводе построили два макетных образца автомобилей ЗИЛ-4102 - представительских седанов нового поколения с несущими кузовами и независимой подвеской всех колес, но прежним силовым агрегатом от ЗИЛ-41047. Проект остался невостребованным.
Николай Марков, фото из архива автора
Продолжение по экспериментальным грузовикам и автобусам следует!