Восточными воротами Москвы - так хотел видеть Николай II Казанский вокзал. И пусть для этого понадобилось 135! лет. Зато сейчас пройтись по нему почетно даже моделям французского кутюрье.
Больше 150 лет существуют три вокзала на одной площади. Но как же дорого обходилась пассажирам, впервые приехавшим в Москву, дорога с Казанского на Ленинградский, Ярославский вокзал или обратно. Таксисты запрашивали немалую сумму. Вот такое у них было прибыльное развлечение. Говорят, что до сих пор некоторым удается такой трюк.
Но раз есть спрос, находится и предложение - альтернативное «такси». Именно на Казанском вокзале впервые в Москве появились носильщики с тележками. Сначала за 30 копеек, а потом и за 50, даже за рупь (рубль) - они предлагали перевезти вещи на Ленинградский и Ярославский вокзалы. Цена не с тележки, а за каждую поклажу. К всеобщему возмущению таксистов, ведь они могли возить пассажиров по переулкам и «огородам» за «трепальник» (3 рубля) или «пятёру» (5 рублей) на ту сторону площади.
Кстати, когда тоннель между вокзалами уже построили, носильщики все равно им не пользовались. Продолжали перебегать с тележкой прямо по площади, маневрируя между потоком машин. А за ними вприпрыжку приезжие с оставшимися вещами в руках (чтобы сэкономить на их транспортировке на тележке) и с огромными от страха глазами (чтобы прыткий носильщик не унес их вещи).
Первое здание Рязанского вокзала было построено почти одновременно с Ярославским вокзалом в 1862 году. Здание небольшое, тесноватое, не примечательное с архитектурной точки зрения. К тому же московско-рязанская дорога была сдана с такими недостатками, что «пассажиров снимали с лестниц вагонов, а дам – на руках», «ни на одной станции вокзалы еще не отстроены, платформы не готовы, и из вагонов приходится выпрыгивать». Через 30 лет, когда дорога продолжилась до Казани, вокзал переименовывается в Казанский. Но пока начнется строительство по сути нового вокзала (первое здание уже стало катастрофически мало), пройдет еще почти 20 лет. Зато принятый правлением дороги проект архитектора Алексея Щусева поражал масштабами.
Во-первых, Щусев развернул вокзал главным фасадом на Каланчевскую площадь. Раньше главный вход был с узкого Рязанского проезда.
Во-вторых, чтобы скомпенсировать разные высоты рельефа, он в самом низком месте разместил угловую башню, ставшую доминантой композиции.
В-третьих, объединил в сооружении неорусский стиль и восточные мотивы. Многоярусная угловая башня так вообще ну очень напоминала падающую башню Сююмбике – символ Казанского Кремля, только в более солидном масштабе. А на промежуточной башне были спроектированы большие часы со знаками Зодиака, эскизы которых рисовал сам Щусев.
К сожалению, две революции и две войны не позволили архитектору увидеть задуманное. Но воплотить его проект все-таки удалось. К 850-летию Москвы в 1997 году реконструированный по чертежам Щусева вокзал был готов. Как и желал Николай II, Казанский вокзал стал восточными воротами Москвы.
Примкнувший к зданию вокзала Центральный дом культуры железнодорожников спроектировал также Щусев. Удачно вписавшись в ансамбль многоликих корпусов, дом культуры так богато смотрелся, что попал на острое словцо Ильфа и Петрова. По их версии здание построено не иначе как на бриллианты мадам Петуховой, найденные в одном из 12 стульев.
Шли ли на строительство бриллианты мадам – не знаю, но по отреставрированному павильону Казанского вокзала бриллианты точно «ходили». В мае 2010 года здесь прошел показ коллекции французского кутюрье Жана-Поля Готье. Звездные гости, меха и бриллианты – столько роскоши вокзал точно не видел раньше.
Любите историю? Читайте на нашем канале:
Имперские и любовные странички истории Ленинградского "воксала"
Роковая роль двух ливней: из истории площади трех вокзалов
6 фактов о Северном вокзале Москвы, о которых вы не знали
Если понравились истории - ставьте палец вверх. Подписывайтесь на наш канал, у нас - о самых интересных, малоизвестных и эксклюзивных местах Москвы, России и Европы.
Путешествуйте вместе с нами.