После второго обращения президента к согражданам страны, пессимистические общественные настроения начали усугубляться.
Многие ожидали услышать о принятых мерах для поддержки населения и экономики, но было лишь озвучено о продлении выходной недели до конца месяца с сохранением заработной платы. И если работникам бюджетной сферы можно не волноваться, то как же быть остальным, предпринимателям, малому бизнесу, самозанятым, которым не от куда платить заработную плату?
Где взять деньги, когда выручки упали, когда пустеют рестораны, кафе и бары, когда нет спроса на промышленную продукцию предприятий, когда закрываются магазины? Могут ли предприниматели сами нести издержки, оплачивать расходы?
Стоило объявить именно карантин, а не «полумеры», в виде наделения регионов самостоятельностью в принимаемых решениях, тем самым спихнув на них всю ответственность, чтобы не платить деньги .
Правильней было бы ввести чрезвычайное положение указом президента, после которого вводится карантин, вместо сомнительной самоизоляции, и только так власть должна была бы компенсировать все расходы у бизнеса, у самозанятых, у населения и у предпринимателей из федерального бюджета.
«Конечно, это абсолютно провальное решение (самоизоляция до конца месяца), которое усугубляет ситуацию с коронавирусом, ситуацию с заболеванием, со смертностью и безусловно это нанесет сокрушительный удар по российской экономике, в том числе в купе с развалом сделки по заморозки добычи с ОПЕК и обрушением нефти до 15-20 долларов за бочку»,- считает экономист Владислав Жуковский.
Вся антикризисная программа поддержки экономики и населения ничтожна, которая, кстати, еще не выделена, а только записана в бюджет в размере 1,400 трлн. рублей, что меньше 0,3 % от ВВП страны, в то время как в США 9%, Великобритания 14%, Германия 20%. «Это означает, что будет скачек бедности, нищеты, массовое банкротство предприятий, безработицы и в конце концов голодные бунты. Люди начнут выходить на улицы, когда закончится «заначка», ведь многие не имеют никаких накоплений (60% по данным Росстата) и живут от зарплаты к зарплате. Каждый четвертый ребенок в России живет в нищете в семье с доходами ниже прожиточного уровня (который сам по себе далек от реальности)», - считает Владислав.
Расчеты «Деловой России» предполагают увеличение безработицы только в Москве (в феврале практически нулевой) на 0,5–1 млн человек (до 15% экономически активного населения). В масштабах России речь идет о 10 млн новых безработных (пиковые уровни 12–18% от трудоспособного населения).
А если взять в расчет закредитованность населения…
Экономист Юрий Пронько считает, что «Государство обязано сейчас разработать программу поддержки тех, кто лишился (лишится) работы. Необходимы срочные радикальные меры. Получить в Москве миллионную армию безработных означает ввергнуть город в хаос и анархию. Получить в масштабах страны многомиллионную армию тех, кому нечего уже будет терять, приведёт к социальному взрыву.»
Также Юрий считает, что нужно отменить или наложить мораторий на реализацию пенсионной реформы, это как минимум 1 млн. человек уйдут с рынка труда на заслуженный отдых и будут поддержаны пенсионными выплатами: «Ситуацию, на мой взгляд, усугубит и проведённая т.н. пенсионная реформа. Люди, которых можно было отравить на заслуженных отдых, к сожалению, вынуждены работать. Что создаёт еще больших навес на рынке труда.»
Народ ждал сегодня услышать о принятых мерах для поддержки каждой семьи, но кажется мы остались на едине со своими бедами.
И все чаще приходится слышать, что кризис 90-х возвращается…