О классической музыке в обыденной жизни редко слышно, впрочем, на концертах и про концерты тоже. В том числе от самих музыкантов. Разве что от музыковедов по телевизору, ну иногда, от эстетов. А публика для кого, это всё, молчит, как-то. Своего отношения не выражает. В основном как живёте, да как дела, что случилось с этим, с тем-то, где бывали, чем болеете? Одним словом сплетни. Классика стимулирует сплетни? Хочется разобраться, вот и тянусь к ней, как могу.
Так вот, о музыке классической. Но не с музыковедческой стороны, а так сказать с поведенческой. Сделал открытие! Кое-что может вносить в каноническое исполнение классических произведений элемент неожиданности, свежие впечатления и даже сумятицу или дезорганизацию, а порой настоящее веселье?
Приведу три случая, с моим непосредственным участием, из провинциальной музыкальной жизни замечательного камерного оркестра.
Был в костюме какого-то европейского яхт-клуба. Металлические, под золото, пуговицы пиджака с изображением его эмблемы, могли кому-то напоминать что-то от униформы метрдотеля или швейцара. Пока жена прихорашивалась в раздевалке, я стоял в холле концертного зала, рассматривал и пересчитывал публику.
Тут ко мне подошли два симпатичных парня слегка на подпитии. Один из них держа бутылку вина, спросил, нет ли у меня штопора? Я с не малым удивлением ответил отрицательно. Почему именно меня спросили? Догадался. Пуговицы же!
Через некоторое время с женой пошли в зал. Но на нашем пути стояли те же парни с бутылкой. Не знаю ли я, где находится помещение с таким-то номером? Мне знакомо все здание дома культуры. Это была раздевалка для оркестрантов. Сказал, где это. И зачем вам оно понадобилось? Все тот же, горделиво заявил, что в этом оркестре играет скрипачка, его сестра и, она всегда в футляре инструмента носит штопор!
Это нас с женой так позабавило, что я поделился новостью с соседями из публики. Весть моментально разлетелась по всему залу и перебросилась на балкон. Скрипачек было семь, не считая альтов.
Весь зал пытался угадать, кто же эта сестра со штопором. Не смотря, на идущий концерт, публика веселилась, передавая даже записочки по залу с указанием возможной победительницы неожиданной викторины. Музыканты заметили восторженные лица публики и приняли реакцию на счёт своего исполнения. Тем более некоторые варианты предполагаемого угадывания, вызывали аплодисменты.
Вдохновленные реакцией публики оркестранты играли что надо, и дирижер был счастлив. Но этим дело не окончилось.
Обычно публика на подобных концертах бывала более сдержана. А тут уже первое отделение закончились бурными овациями.
Многие бросились перекрывать дорогу музыкантам в комнату отдыха, испрашивая наличие штопора. Штопоры оказались у всех музыкантов, без исключения. Как смычок прилагается к скрипке. Вопрос с сестрой оказался не актуальным. Веселье передалось и музыкантам с дирижером. Оценили юмор. Концерт закончился воплями публики «браво», просили играть «на бис». Музыканты, раскланиваясь покинули сцену, высоко держа штопоры в руках.
Картинка моя