В связи с модернизацией российского образования педагоги применяют не только традиционные формы обучения, но и внедряют инновационные методики. Поговорим о том, какие существуют требования к электронному образовательному ресурсу.
Что такое ЭОР?
Федеральные электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств.
Отличие между учебниками и ЭОР?
Образовательный электронный ресурс - это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблемы со здоровьем (инклюзивное образование). Так, обычный учебник не доступен школьникам с ослабленным зрением, к тому ж книги тяжелые, из-за чего школьники часто «забывают» их дома.
Классификация ЭОР?
Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов:
- Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.
- Текстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся такие книги, читать которые можно на ПК, переходя в любой момент на требуемую страницу. Указывая нужный термин, можно в дополнительном небольшом окне прочитать его характеристику (определение) либо сменить мгновенно содержимое экрана, указав словосочетание (ключевую фразу). Навигация по тексту происходит нелинейно, а текстографический продукт именуют гипертекстом.
- Третий образовательный электронный ресурс - это визуальный либо звуковой фрагмент. Анимация, звук делают обучающий процесс интересным и увлекательным для школьников.
Функции электронных образовательных ресурсов
В зависимости от того, каково предназначение создаваемых ЭОР для образовательного процесса, их делят на несколько видов:
- учебные программы;
- хрестоматии;
- учебно-методические комплекты по определенным учебным дисциплинам;
- словари;
- справочники;
- конспекты лекций;
- практикумы.
Последняя группа ЭОР имеет особое значение для реализации задач, поставленных перед педагогами образовательных учреждений после введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Такие ресурсы предполагают комплекты практических работ, лабораторных занятий, виртуальные практикумы, деловые игры, научно-исследовательскую, проектную деятельность. На начальной ступени обучения широко применяют иллюстративные материалы: наборы анимаций и слайдов, аудио- и видеосопровождение уроков. В основной и средней школе учебно-методическими комплектами пользуются преподаватели химии, биологии, физики.
Благодаря ЭОР повышается мотивация ребят к проведению лабораторных и практических работ, стимулируется познавательная активность подрастающего поколения.
В зависимости от степени дидактического обеспечения, можно подобрать ЭОР следующих видов:
- специальность;
- предмет;
- раздел дисциплины;
- часть предмета.
Заключение
В Российской Федерации были созданы на общероссийском уровне ЭОР первого и второго поколения. К первому относят разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), например, платформу 1С.
Второе поколение представлено ресурсами ФЦИОР, которые воспроизводятся с использованием специального ОМС-плеера. Они построены с использованием технологий и стандартов SCORM, Flash, Java. Создание педагогами электронных образовательных ресурсов второго поколения предполагает знания основ программирования, что нереально для большинства преподавателей. Многие учителя пробуют создавать свои собственные электронные ресурсы на основе программы Microsoft PowerPoint.
Для того чтобы упростить жизнь современных преподавателей, Министерством образования РФ были разработаны специальные цифровые коллекции по каждой учебной дисциплине. Относительно применения ЭОР в Linux отметим, что в настоящее время они применяются крайне редко. Причина заключается в том, что многие педагоги ею не умеют пользоваться. Все электронные ресурсы, предлагаемые для применения в общеобразовательных учреждениях, проходят предварительную проверку. В случае несоответствия их требованиям, что выдвигаются новыми федеральными стандартами, ЭОР не рекомендуются к использованию в школах и колледжах.