Недавно я стал свидетелем диалога коллег (или даже спора) о причинах различия в совершении крестного знамения (молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением руки) христианами Православной (ортодоксальной) и Римско-Католической (вселенской) церквей. Меня заинтересовал этот вопрос, поэтому я решил немного подробнее в нем разобраться.
На просторах интернета, в том числе и на этой площадке, наиболее популярной является версия, что все дело в разном понимании сути крестного знамения (якобы перемещение руки слева направо – это движение от греха к спасению, а при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным). Отмечается при этом, что католикам разрешалось креститься любым из двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это «слева направо и никак иначе».
Начнем с того, что если человек осеняет себя крестным знамением,
то он, как минимум, верующий, а учитывая, что все люди сотворены
по образу и подобию Господа, искать и связывать стороны человеческого тела с дьявольским началом, является суеверием, так что эта версия
не является истинной.
Попробуем разобраться в значениях и истоках данного христианского символа. Христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы, а также в других случаях. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу,
а также о подчинении Господней воле.
Данный молитвенный жест сопровождается богословской фразой: – «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Однако существовали различия в написании этой фразы на латыни
(в западной, романоязычной части Римской империи) и на греческом языке (в восточной (Византийской), грекоязычной части Римской империи), а именно:
- по-гречески – «εἰς τὸ ὄνομα τοῦ Πατρὸς καὶ τοῦ Υἱοῦ καὶ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος»;
- по-латыни – «ĭn nōmine Pătris ĕt Fīliī ĕt Spīritūs Sānctī».
Поэтому наиболее вероятная причина, по которой католики,
в Римской церкви, крестятся слева направо, а православные в Греческой справа налево, состоит в том, что они говорят «spiritus sancti» (дух святой), а по-гречески «агиос пнеума» (святой дух).
Если бы православные говорили, «пнеума агиос», то крестились бы, как и католики, или католики крестились, как православные, если бы произносили «sancti spiritus».
Но в Византийской культуре и языке прилагательное должно было предшествовать существительному, ибо нельзя произнести имя Божие,
не предварив его хвалебным эпитетом. Так же как и у нас принято говорить, например, Красная площадь, но не наоборот!
В нашу страну христианство пришло из Константинополя – столицы Восточно-Римской империи, поэтому во всех переведенных на русский (славянский) язык православных источниках и догматах сохранилось правило, требующее чтобы православные крестились, прислоняя сложенные определенным образом пальцы сначала ко лбу, затем к животу, на правое и левое плечо. Такой порядок был описан в различных церковных книгах: Стоглавый собор (1551 г.), «Скрижаль» (1656г.) и других источниках.
1. Во имя Отца — лоб;
2. и Сына — живот;
3. и Святого — правое плечо;
4. Духа — левое плечо.
Аминь — произнося это слово, что значит — да будет так! — опускаем руку и склоняем голову.
А теперь для суеверных, и прочих «верующих» во все иное…
В интернете множество «бесовских» публикаций на тему того, что совершая крестное знамение, православные изображают рукой пятиконечную звезду, тем самым накладывают на себя пиктограмму,
а католики – подобие буквы «А», со всей, вытекающей отсюда жутью. Лично я ничего не понимаю в эзотерике, нумерологии и тому подобных направлениях, но для себя сделал вывод, что ничего плохого
в этом нет, хотя бы потому, что почти 75 лет назад советские солдаты
со звездами на форменном обмундировании сломили врага с иной символикой на форме.
Но это совсем другая история….