До Иды Рубинштейн русский, да и, пожалуй, мировой танец, столь откровенной, но талантливо преподнесенной на сцене эротики не знал.
Кто она: чудаковатая богачка, героиня светской хроники, талантливая актриса или бунтарка? Предлагаю познакомиться поближе с этой звездой начала 20 века, смелой музой многих великих мужчин.
Ида Рубинштейн родилась в Харькове в семье банкиров: то есть уже с детства она была более чем богатой. Она рано осталась сиротой и родственники забрали её в Петербург, где поместили в элитную гимназию для девочек. Образование она получила отличное, говорила на нескольких иностранных языках, занималась танцами и мечтала о сцене. Но её драматический и танцевальный таланты оставляли желать лучшего.
Однако поворотный момент все-таки наступает. Имея безграничные финансовые возможности и связи, Ида Рубинштейн вместе с Львом Бакстом, Всеволодом Мейерхольдом, Ильей Глазуновым и Михаилом Фокиным решила поставить пьесу Оскара Уайлда «Саломея» с собой в главной роли.
В драме Уайлда, Саломея не только обольстительная иудейская танцовщица, попросившая в награду за свой танец голову Иоанна Крестителя. Она добивается его любви и не получив желаемого, готова на такую месть: получить любимого не живым , так мертвым. На премьере в Париже в постановке блистала Сара Бернар. Но вскоре цензура спектакль запретила. Не удивительно, что и русский синод запретил постановку. Но совсем отказаться от идеи «Саломеи» Ида не могла, тем более уже был досконально проработан главный номер спектакля — «Танец семи покрывал». Было решено показать только его.
20 декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории состоялось первое представление. Публика, заинтригованная слухами, ходившими по столице, набила зал до отказа.
Это был больше, чем успех, это был триумф. В ходе танца, поразившего публику своеобразием и новизной, Ида сбрасывала одно за другим все семь покрывал. К концу танца на ней остались только нити крупных бус. Сделав последнее па, танцовщица замерла. Зал несколько секунд завороженно молчал, затем буквально взорвался.
«С нашей Идой нужно что—то делать. Она связалась с дурной компанией. Эти немыслимые театральные эксперименты. Ну какая она артистка? Вы знаете, на что способна нынешняя молодежь? Это ж стыд! Предлагаю увезти ее подальше и , может, подлечить?»
На семейном совете опекуны Иды Рубинштейн (а ей уже было то за 20 лет) решили поместить ее в психиатрическую лечебницу. Легенда это или нет, но, чтобы выбраться оттуда и избавиться от опеки, Ида умудряется заключить фиктивный брак со своим давним другом. Уже через месяц после свадьбы они разведутся и для Иды Рубинштейн наступит заветная свобода.
Ида решает переехать в Париж, покупает там особняк, исполняет «Танец семи покрывал» снова и снова и ждет дальнейших распоряжений судьбы. Впереди блистательные роли в балетах «Русских сезонов».
Следующей вехой в жизни роковой бунтарки стала работа с Дягилевым в «Русских сезонах».
Сергей Дягилев имел потрясающее чутье и на талант на сцене, и на запросы публики. Восток был в моде. Нужно было покорить Европу невиданным колоритом и буйством страсти.
Первым восточным балетом в сезонах стал балет «Клеопатра». Кого же пригласить на роль страстной царицы? Никто и не сомневался, что это должна быть Ида Рубинштейн, с ее внешностью и гипнотической способностью завораживать одним поворотом головы.
Над балетом работала все та же компания: Фокин и Бакст. Роль Клеопатры была скорее мимической, не танцевальной и пластика и шарм Иды как раз для нее подходили. В балете участвовали и Карсавина, и Нижинский, Анна Павлова и сама Матильда Кшесинская. «Русским сезонам» был дан очень яркий старт!