Найти тему
Арсенал оружия.

Су - 29КМ - Уникальный проект Советского палубного истребителя.

Самолет легенда, истребитель с крылом обратной стреловидности, который советские журналисты назвали истребителем пятого поколения. А это был совсем другой грандиозный проект палубного самолета.

           Палубный истребитель с Су - 27КМ
Палубный истребитель с Су - 27КМ

В 70 годах прошлого столетия Союз приступил таки к строительству своих первых авианосцев. Появился и первый палубный истребитель, созданный на базе Су - 27 - Су - 27К.

Но генеральный конструктор ОКБ "Сухого" Михаил Симонов задумал разработку истребителя нового,уже 5 поколения, который существенно отличался от прежних моделей, и который пошел бы на смену Су - 27К. Столь новую машину решили назвать Су - 27КМ.

             СУ- 27КМ  на палубе авианосца "Адмирал Кузнецов"
СУ- 27КМ на палубе авианосца "Адмирал Кузнецов"

К тому времени с габаритами будущих авианосцев уже определились, и к будущему самолету были предъявлены повышенные требования, и в частности то, что Су - 27КМ должен быть универсальным самолетом, и совмещать в себе роль и перехватчика, и штурмовика. Что, конечно сделать, архисложно.

Все дело во взлетной массе, а она доходила до 40 т. И так как катапульта еще не была сделана, и неизвестно будет ли она. Поэтому рассчитывать взлет нового истребителя нужно было с рампы. По сравнению с предыдущей моделью "Су" новый самолет изначально проектировался, как палубный. Первая новинка в новом "универсале" стала отделяемая герметичная кабина, что конечно для летчика, попавшего в воду была непременным спасением.

Все это хорошо, но конструкторы ломали голову, как такую тяжелую машину заставить взлететь, с рампы. И они придумали - крыло обратной стреловидности. Казалось бы абсурдно применять такую схему. Но проведенные эксперименты показали, что крыло обратной стреловидности, по сравнению со стреловидным имеет ряд значительных достоинств:

  • - Увеличилось аэродинамическое качество, что очень хорошо при совершении маневров на малой скорости полета
  • - Подъемная сила крыла намного больше.
  • - Увеличенная дальность и управляемость на дозвуковых скоростях.
  • - Меньшая скорость сваливания.

Все это способствовало взлету с рампы, придуманному именно нашими конструкторами - взлет по баллистической траектории. Предполагалось, что истребитель выйдя на самый верх траектории начинает терять высоту, но в силу увеличении скорости и большего угла атаки, крыло обратной стреловидности как бы поддерживает машину и самолет переходит в стабильный режим полета.

Кроме того крыло такого плана давала еще и другие возможности. Крылья у Су - 27КМ можно было сложить вперед вдоль фюзеляжа, что значительно уменьшало габариты при размещении в ангаре и на палубе.

-3

Но разработчики на этом этапе столкнулись с серьезной трудностью.А трудность заключалась в конструкции самой плоскости, которая испытывает огромные нагрузки на изгиб и кручение. Хотя крыло было изготовлено с применением углепластиков, тем не менее конструкция имела существенный недостаток: его неремонтнопригодность.

Например у самолета МиГ - 25, с его стальной конструкцией, повреждения от пуль и осколков легко заваривались обычной сваркой, что совершенно не подходит для узлов, изготовленных из углепластика. И такие узлы необходимо менять целиком.

А представьте себе повреждения самолета в условиях воздушного боя, да самолет даже до аэродрома не долетит. От попадания снаряда такое крыло просто разрушится. Неясно решили ли эту задачу конструкторы ОКБ " Сухого".

К сожалению судьба перспективного истребителя пятого поколения была предрешена. В связи с распадом СССР в 1989 году дальнейшая работа по внедрению Су - 27КМ была прекращена в связи циничным заявлением .руководства военно - промышленной комиссии о "полной неясности дальнейшей судьбы советской авианосной программы".