Найти тему

Убийство Александра II

Оглавление

13 марта 1881 года в Санкт-Петербурге состоялось покушение на жизнь императора Российской империи Александра II, прозванного «освободителем». Но почему же царя, проводящего умеренно-либеральные реформы, решили лишить жизни?

Император Александр II на смертном одре
Император Александр II на смертном одре

Правление императора

Эпоха правления Александра II вошла в историю нашей страны, как эпоха чуть ли не самых масштабных либеральных преобразований. Среди них:

1) Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 года была нацелена на создание независимых выборных судов. Впервые за историю России появились: институт адвокатуры, институт следователей и суд присяжных (к слову, в целом по стране, около 60% присяжных являлись крестьянами). Еще одной идеей реформы являлась всесословность, означавшая равенство всех сословий перед судом.

2) Военные реформы 1870-х годов

После недавнего поражения в Крымской войне, военные силы Российской империи нуждались в масштабном реформировании. В 1870-е года, под инициативой Дмитрия Милютина, была отменена устаревшая система рекрутской повинности, введены военные академии и школы, введены льготы для военнослужащих. Произошло также и техническое перевооружение: замена гладкоствольного оружия на нарезное и введение строительства паровых судов.

3) Реформы образования 1860-х годов

Стоит отметить, что к началу правления Александра II, количество неграмотных было равно примерно 80% от общего числа жителей империи. Для решения данной проблемы были созданы гимназистский и прочие уставы, закрепившие всесословное образование. Количество учеников в гимназиях увеличилось в 3,5 раза. Для неимущих же были созданы земские школы. И , впервые, за всю историю России, было введено женское образование. Что касается высшего образования, так в 1863 году был принят новый университетский устав, почти полностью искоренявший цензуру в вузах.

4) Реформы местного самоуправления

Празднование юбилея создания земских собраний в Вятке, 1914 год.
Празднование юбилея создания земских собраний в Вятке, 1914 год.

В 1864 году были введены органы местного самоуправления — земства. Согласно «Положению о земских учреждениях» каждые три года представители разных сословий избирали уездное земское собрание, которое избирало депутатов губернского земского собрания. Земские собрания, являвшиеся органами законодательной власти, формировали земские управы, в свою очередь являвшимися органами исполнительной власти.

Непосредственным продолжением земской реформы стало введение в 1870 году органов городского самоуправления, почти полностью аналогичных земским.

Однако же, самой противоречивой реформой, ставшей стимулом к подъему террористической деятельности, являлась крестьянская реформа 1861 года.

19 января 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Помимо дарования крестьянам свободы и большего количества гражданских прав, важным элементом реформы был вопрос о крестьянских наделах. Тут-то и возникает противоречие. Освободившись от оков личной зависимости, крестьяне попали в зависимость экономическую. Проявилось это в обязательном выкупе наделов у дворян: 20-25% стоимости надела крестьянин должен был заплатить сразу же, а затем выплачивал государству остальные 80% с 6% годовых. В итоге, крестьяне до 1907 года успели выплатить сумму, в два раза превышающую изначальную стоимость наделов. Реформа оказалась разорительной как для крестьян, так и для помещиков.

Именно это и сказалось на негативном отношении большинства общественных течений и организаций к императору. Среди таковых организаций была «Народная Воля», совершавшая множество террористических актов и покушений на жизни Александра и членов царской семьи.

«История движется ужасно тихо, надо ее подталкивать».
Андрей Желябов, один из руководителей «Народной Воли»

Считая самодержавие самодовлеющей, стоящей над обществом силой, народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию. Однако они не учли, что процесс перехода к демократическому строю конституционной или же дуалистической монархии уже начался.

Проект Конституции Лориса-Меликова

Одно из изданий Конституции Лориса-Меликова
Одно из изданий Конституции Лориса-Меликова

Наряду с разработкой различных реформ экономики, образования и армии, Графом Михаилом Лорис-Меликовым была разработана новая политическая модель Российской империи по основным принципам английской конституции. В ней предполагалось ограничение самодержавия путем увеличения политического влияния обывателей. Планировалось создание представительских законосовещательных органов, продолжение крестьянской реформы с компенсацией ущерба всем пострадавшим от нее, а также созыв постоянно действующего наивысшего законосовещательного органа — Государственного совета Российской империи. В целом, данный проект должен был стать переходной ступенью от самодержавия к ограниченной монархии. «Всеподданнейший доклад» с изложением этого плана был подан Лорис-Меликовым императору 28 января 1881 года. Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием . 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император погиб от покушения «Народной воли».

Довольно странное совпадение. Зачем же демократически настроенным членам «Народной воли» совершать убийство либерального монарха, совершающего робкий, но все же переход от самодержавия к конституционализму? Здесь снова можно вспомнить цитату Желябова про медленное движение истории. Однако своим желанием ускорить его, они лишь усугубили свое положение приходом к власти консервативного Александра III. Кроме того, народовольцы вызвали личную неприязнь нового императора к либеральным идеям. Впоследствии он писал: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан…». Все это привело к полному отречению от планов по переходу к ограниченной монархии и политике контрреформ. Поэтому, можно с точностью сказать, что планы «Народной воли» полностью провалились, а убийство Александра II было их огромной ошибкой.

Покушение на жизнь императора

Само покушение и последние минуты жизни Александра II описаны в мемуарах Великого князя Александра Михайловича «Воспоминания»:

«Ввиду значительности пространства, занимаемого Петербургом, полиция не могла гарантировать безопасности всем членам императорской семьи за пределами их дворцов. Великие князья просили государя переселиться в Гатчинский дворец, но доверчивый Александр II, унаследовавший от своего отца его храбрость, наотрез отказался покинуть столицу и изменить маршрут своих ежедневных прогулок. Он категорически настаивал на неизменности обычного образа жизни, включая прогулки в Летнем саду и воскресные парады войск гвардии. То, что мой отец должен был неизменно сопровождать государя во время этих воскресных парадов, приводило мою матушку в невероятный ужас, а отец подсмеивался над ее страхами, ссылаясь на непоколебимую верность армии. Но женский инстинкт оказался сильнее логики.
— Я не боюсь ни офицеров, ни солдат, — говорила мать, — но я не верю полиции, в особенности в воскресные дни. Путь к Марсову полю достаточно длинен, чтобы местные нигилисты могли видеть наш проезд по улицам. Я ни в коем случае не могу рисковать жизнью детей, они должны оставаться дома и не ездить на парады.
В воскресенье 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчишки, решили отправиться с Ники и его матерью кататься на коньках. Мы должны были зайти за ними во дворец после трех часов дня.
Ровно в три раздался звук сильнейшего взрыва.
Одна из интерпретаций покушения
Одна из интерпретаций покушения
— Это бомба! — сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате. Мы кинулись на улицу, но были остановлены воспитателем. Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
— Государь убит! — крикнул он. — И великий князь Михаил Николаевич тоже! Их тела доставлены в Зимний дворец…
Толпы народа собирались вокруг Зимнего дворца. Женщины истерически кричали. Мы вошли через один из боковых входов. Вопросы были излишни: большие пятна черной крови указывали нам путь по мраморным ступеням и потом вдоль по коридору в кабинет государя…
Император Александр II лежал на диване у стола. Он был в бессознательном состоянии. Три доктора суетились около него, но было очевидно, что государя нельзя спасти. Ему оставалось несколько минут жизни. Вид его был ужасен: правая нога оторвана, левая разбита, бесчисленные раны покрывали лицо и голову. Один глаз был закрыт, другой — смотрел перед собой без всякого выражения…
Сцена последних минут жизни императора
Сцена последних минут жизни императора
Прибывший градоначальник сделал подробный рапорт о происшедшей трагедии. Первая бомба убила двоих прохожих и ранила казачьего офицера, которого злоумышленник принял за моего отца. Император вышел из экипажа невидимым. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но государь стал оказывать помощь раненным. В это время какой-то незнакомец, который все время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги государю…»

Из речи прокурора Н.В. Муравьева в процессе дела по 1 марта:

«…День 1-го марта... Кто из нас, кто из жителей Петербурга не помнит, как начался и как проходил этот воистину черный день, мельчайшие особенности которого неизгладимо врезались в память каждого. Обычною чередою шла воскресная праздничная суета огромного города, несмотря на нависшее свинцовыми тучами пасмурное, снежное небо; на улицах привычным потоком переливалось людское движете и ничто среди этой пестрой, спокойной, своими личными интересами занятой толпы не говорило о том, что над ней уже веяло дыхание смерти, уже носились кровожадные мысли убийц. Около часу дня окончился в Михайловском манеже развод, в высочайшем присутствии, на этот раз от лейб-гвардии саперного батальона, и его императорское величество, государь император Александр Николаевичу оставив манеж, изволил заехать для завтрака в Михайловский дворец; в 3-м часу дня. Императорская карета, выехав из дворца, проехала по Инженерной улице и повернула направо, по набережной Екатерининского канала, по направлению к Театральному мосту. Карета ехала быстро в сопровождении обыкновенного конного конвоя из шести казаков и следовавших сзади в санях, друг за другом, полицеймейстера, полковника Дворжицкого отдельного корпуса жандармов капитана Коха и ротмистра Кулебякина. Недалеко от угла Инженерной улицы под императорскою каретою внезапно раздался взрыв, похожий на пушечный выстроить, повлекшего за собою всеобщее смятение. Испуганные, еще не отдавая себе отчета о случившемся, смутились все: не смутился лишь он один, помазанник божий, невредимый, но уже двумя часами отделенный от вечности. Спокойный и и твердый, как некогда под турецким огнем на полях им же освобожденной Болгарии, он вышел из поврежденной и остановившейся кареты и был встречен полковником Дворжицким, который доложил, что на панели канала только что задержан народом, по-видимому, причинивший взрыв злоумышленник. Выслушав доклад, государь император в сопровождении полковника Дворжицкого, направился к задержанному, уже окруженному едва не растерзавшею его толпою. Эта толпа, чтобы ни говорил Желябов, кричала: "дайте нам, мы его разорвем". Не узнав государя, мучимый страхом за его участь, стоявши поблизости подпоручик Рудыковский спросил у окружающих: «что с государем?» Вопрос был услышан самим монархом, который оглянувшись и как бы отвечая на него, изволит произнести: «славу Богу, я уцелел, но вот ..». И с этим не оконченным восклицанием государь император обратил и свои мысли, и свое внимание на лежавших тут же, у ног его, раненых взрывом конвойного казака и 14-ти летнего крестьянского мальчика Николая Максимова, Бедный мальчик—да будет вечно сохранена его память — кричал от невыносимых страданий. Тогда опечаленный повелитель русской земли умиленно наклонился над истерзанным сыном народа; это последнее участие, оказанное умирающему ребенку-подданному, было и последним земным деянием государя, уже предстоявшего своей собственной мученической кончине. Уже навстречу ему неслась зловещая угроза схваченного преступника; «еще слава ли Богу»-— было злобным ответом Рысакова на услышанное им восклицание государя, что «слава Богу, он уцелел». Рысаков знал, что говорил: промахнувшийся и обезоруженный, он знал, что за ним, в той же засаде, стоит другой такой же, как и он, отверженец, а там — третий, четвертый, которые постараются не промахнуться и адски задуманное довести до конца. Далеки от мысли беречь себя от опасности, государь император, несмотря на мольбы полковника Дворжицкого, не соизволил немедленно отбыть во дворец, а выразил намерение осмотреть место взрыва. Твердою, спокойною поступью направился он, удаляясь от Рысакова по тротуару канала, окруженный ближайшею свитою и теснившимся к нему отовсюду народом. Несчастные! Они радовались избавлению своего обожаемого монарха от опасности и не помышляли, что он идет к ней навстречу, что не дни, не часы, а минуты его уже сочтены. Не успел государь сделать нескольких шагов, как у самых ног его раздался новый, второй оглушительный взрыв. На мгновение все пространство скрылось в поднятой, как бы вихрем перемешанной массе дыма, снежной пыли, каких-то бесформенных ужасных клочков и обломков. Мгновение это мучительное, как смерть, длинное, как вечность, миновало; масса рассеялась и пораженным взорам присутствующих, и уцелевших, и пострадавших, но еще не потерявших сознания, представилась кровь—леденящее зрелище полное ужаса и отчаяния, зрелище, которого никто из них не забудет до последнего своего издыхания. Везде кругом были павшие раненые, но никто не смотрел на них и сами они, подобно полковнику Дворжицкому, не думали о себе — среди павших и раненых был государь. Прислонившись спиною к решетке канала, упершись руками в панель, без шинели и без фуражки, царь-страстотерпец, покрытый кровью, полулежал на земле и уже трудно дышал. Обнажившиеся при взрыве ноги были раздроблены ниже колен, тело висело кусками. Живой образ нечеловеческих мук... Обрывается голос, цепенеет язык и спирает дыхание, когда приходится говорить об этом. Теперь судите же сами, каково было тогда несчастным очевидцам события.
До полковника, Дворжицкого, раненого и упавшего, донесся слабый полустон: «помоги», заставивший его вскочить, как здорового. Раненые подползли, уцелевшие бросились к простертому на земле монарху и услышали едва внятно произнесенные им слова: «холодно, холодно», вызванные охватившим его ощущением зимнего холода.
Увы! то был предвестник близкого могильного холода. Кем-то был подан платок, которым покрыли голову венчанного страдальца: сотни верных рук протянулись к; нему и тихо, бережно, среди всеобщего невыразимого отчаяния подняли его с земли и понесли по направленно к экипажам. Это не была свита, несущая пострадавшего государя—это была толпа, в которой, рядом с приближенными монарха, сошлись и моряки мимо шедшего караула, и юноши Павловского училища, и случайные прохожие, прибежавшие на взрыв; то были пораженные горем дети, несущие умирающего отца. Дорогой поручик, граф Гендриков, заменил своей фуражкою тяжелую каску, второпях надетую на обнаженную голову государя; между тем, на место подоспел его высочество великий князь Михаил Николаевич. Припав к своему августейшему брату, он спросил. слышит ли его императорское величество? «-Слышу», было ответом, за которым послышалось слабо выраженное желание быть поскорее доставленным во дворец. Слова свидетельствовали о сознании, сознаниe о страдании, физический ужас которого ум отказывается представить себе даже приблизительно. Оно было еще так ясно, это предсмертное страдальческое сознание государя, что он, услышав предложение одного из его несших, штабс-капитана Новикова, внести его в ближайший дом для подания первоначальной помощи: имел еще силы, объявить другую свою последнюю волю, "несите меня во дворец.., там... умереть ". Это были предпоследние слова монарха-человека, пожелавшего умереть христианской кончиной, дома, в кругу близких, среди своей семьи... Богу было угодно исполнить это желание. Государь император был помещен, вместо своей разбитой кареты, в сани полковника, Дворжицкого и чины конвоя, ротмистр Кулебякин, с казаками Луценко и Кузьменко, сослужили своему венценосному вождю последнюю службу — перевезли его умирающего во дворец. Дорогой, забыв о муках своих и думая только о том израненном верном слуге, которого он видел перед собой, государь два раза тихо, но настойчиво спросил: «ты ранен, Кулебякин»? Горькие слезы раненого, о своих ранах забывшего, были ответом...
А на месте события подбирали убитых. раненых, изувеченных, раздавались их раздирающие душу стоны и крики, смешавшиеся с криком ужаса стекавшегося отовсюду обезумевшего от горя народа. Скоро живым, неудержимым потоком, он наполнил собою Дворцовую площадь, куда привела новые огромные толпы быстро разлетевшаяся горестная весть. В гробовом молчании, как бы притаив дыхание, стояла многотысячная толпа; она не верила своему горю, не хотела верить роковому исходу позорнейшего из злодеяний, она ждала и надеялась. Тщетные ожидания, разбитые надежды…»

Разгром «Народной воли» и наказание террористов

Казнь террористов 3 апреля 1881 года
Казнь террористов 3 апреля 1881 года

В кратчайшие сроки были раскрыты зачинщики и участники покушения. В современной исторической науке они именуются «первомартовцами». В их числе: Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков, Ульянов, Гельфман, Гриневицкий и Саблин. Пятеро из них были повешены 3 апреля 1881 года. Сама же организация «Народная воля» была чуть ли не уничтожена и позже была вынуждена перенести центр своей деятельности из столицы в Москву.

Вывод

Убийством либерального императора Александра II, проводившего политику перехода от самодержавия к конституционализму, народовольцы спровоцировали резкий консерватизм у Александра III, а также нежелание продвигать либеральные идеи. Впоследствии это вызовет огромные волнения в народе, уже долго ожидавшем ограничения самовластия. Это также станет поводом Первой русской революции 1905-1907 годов и Февральской революции 1917 года. Поэтому, события 1 (13) марта 1881 года должны восприниматься как события, лишившие Россию права на стабильное существование и плавный переход к конституционной монархии, которая так была необходима обывателям того времени. Кто знает, быть может, если бы не безвременная погибель Александра II, Россия представляла бы собой совершенно иное государство…

Источники:

Процесс по «Делу 1-го марта»/https://web.archive.org/web/20050415032334/http://narovol.narod.ru/proc1marchmuraviev.htm/

Вспоминания в двух книгах/ Великий князь Александр Михайлович. — М. : «Захаров», 2017. — 528 с.

Основы курса истории России: учебник/ А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, Ю. Я. Терещенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2017. — 576 с.

Убийство Александра 2/https://diletant.media/excursions/28241089/

Конституция Лориса-Мелькова/https://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_Лорис-Меликова/