Сегодня мы хотим показать вам замечательно выразительные игрушки из ваты, которые делает мастер-кукольник из города Иваново Валентина Марычева.
Мы задали автору несколько вопросов о творчестве. Полюбуйтесь этими работами вместе с нами!
- Валентина, когда вы начали создавать авторские куклы и игрушки? Когда? Всегда этого хотели или получилось случайно?
- В нашей семье было принято рукодельничать, дед делал санки, плёл корзины, делал мебель, мама и бабушка шили, вязали, вышивали, поэтому и я с детства любила мастерить всякую всячину из ткани и бумаги, рисовать, лепить. Однажды я слепила из пластилина целый город, но когда он случайно попал под яркие солнечные лучи, то растаял...было много слёз! Всегда что-то придумывала для воплощения. А по профессии я учитель рисования. По характеру я очень увлекающаяся, но и многое умею делать: когда дочка была маленькой, постоянно шила и вязала для нее игрушки, а лет десять назад буквально заболела куклами и с тех пор не могу остановиться.
- А где вы учились созданию кукол и игрушек?
- Специально созданию кукол я не училась, мне интереснее изобретать велосипед самой, чем получить готовую технологию. Училась в педагогическом университете по специальности ИЗО, да и просто много чем увлекалась в жизни, поэтому удачным образом мои умения шить, вязать, лепить, рисовать и многое другое пригодилось мне в деле создания кукол, - просто как пазлы сложились в целую картину.
- Вы давно занимаетесь куклами, и вдруг - ватная игрушка!
-Да, год назад накрыло меня новое увлечение. Честно скажу: ватные игрушки антикварные, дореволюционные и советского периода меня совершенно не вдохновляли, а вот когда увидела высокохудожественные современные ватные игрушки, руки запросили попробовать самой, ну а остановиться очень трудно. Вата удивительный материал, она пластична, податлива, у нее много возможностей, и, вместе с тем, она на удивление прочная, что совсем удивительно! Окрашивается практически любыми красками, я выбрала акрил ,а иногда окрашиваю кофе, от чего игрушка кажется старенькой.
- Придумывать персонажей для ватной игрушки это особое удовольствие, - рассказывает Валентина. - Мы все родом из детства, поэтому стоит лишь закрыть глаза и вспомнить свое детство, в котором зимы были снежными, горки высокими, санки крепкими, а мы весёлыми и счастливыми!!!
Считается, что немецкий обычай устанавливать ёлки с игрушками на них стал общемировым, по одной из версий, после Нового 1842 года, когда супруг английской королевы Виктории – принц Альберт, происходящий из немецкого рода герцогов Саксен-Кобург-Готских, по старинному обычаю своей страны повелел установить и украсить в парадной зале Виндзорского дворца рождественскую елку. Популярный английский журнал The Illustrated London News опубликовал живописный этюд, изображающий необычную королевскую инсталляцию. Так немецкая традиция декорации рождественского дерева вошла в дома аристократии и обывателей Великобритании. Уже со следующего года в преддверии праздников в Лондон стали поставляться норвежские ели, которые украшались небольшими самодельными игрушками, бисквитами, конфетами и маленькими мешочками со сладостями.
В России первые игрушки появились,по одной из версий( которая мне особенно понравилась), благодаря супруге Николая I Александре Федоровне, родившейся и выросшей в Пруссии. Именно она установила первую елку с гирляндами, свечами и игрушками во дворце императорской семьи.
Стеклянные елочные игрушки стоили невероятно дорого. За один шар торговцы могли запросить 20 рублей, а за набор - все 200 рублей. И это при том, что за 20 рублей можно было купить корову, а за 200 - дом в Петербурге. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно.
В России до революции ватные игрушки и игрушки в технике дрезденского картонажа были очень популярны. Для запуска собственных стеклодувных заводов Россия не располагала необходимым количеством сырья, а завозить готовую продукцию из зарубежья было очень дорого. Поэтому ёлочные игрушки стали изготавливать из ваты.
Вата обладала отличными характеристиками: она ценилась за свою мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Сырья для работы было достаточно, и мастера на фабриках вкладывали всю душу в создание праздничного декора.
Из ваты делались самые разнообразные фигурки: ангелы с крыльями, райские птицы, девочки на коньках и мальчики на лыжах. Часто головки у таких куколок были из фарфора. В Европе в магазинах продавались вырубные листы с изображением лиц. Их можно было вырезать и приклеить к ватной игрушке. Молодые девушки и дети проводили немало предпраздничных декабрьских вечеров, сворачивая из цветной бумаги рожки для конфет, сшивая из шелковых лоскутов мешочки для цукатов и миндаля, превращая вату в пухлых снежных человечков и делая помпоны с кисточками из шелковых лент и нитей бисера.
В 30-е годы XX века елочные игрушки в России изготавливали вручную. В Москве были организованы две артели — "Художественная игрушка" и "Всё для ребенка". Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — "скелетики" для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.
Изготовлением игрушек занимались вовсе не случайные люди. Чтобы делать из ваты людей и животных, надо быть художником. И то, что игрушки эти производились в большом количестве и к тому же стоили недорого, свидетельствует лишь о том, что в то тяжелое время было достаточное количество людей, имевших художественные способности, готовых работать за копейки. Современные ёлочные игрушки из ваты стоят дорого, и многие, кто пытался что-то делать своими руками, знают - почему Делать их сложно!
Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок.
Позже процесс изготовления игрушек становился автоматизированный. Были созданы станки для намотки ваты, а также был придуман метод горячего тиснения. Однако технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. В среде коллекционеров раритетными считаются игрушки, выпущенные до 1966 года.
Уважаемые читатели!
Мы будем рады, если вы зададите вопросы или поделитесь своими мыслями. В следующий раз мы расскажем о куклах, мишках тедди и других работах, которые делает Валентина Марычева.
Связаться с Валентиной Марычевой можно через следующие ресурсы: Инстаграм @ komodovna, страница в Facebook, страница ВКонтакте, email: valya.cards@gmail.com.
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.
www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово
www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", Международного Объединения Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле.Галерея "Кукольный переулок" находится в Измайловском кремле по адресу Измайловское шоссе дом 73ж
8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86