Автор: Ф. М. Достоевский
Честный вор — оксюморон, несочетаемые понятия. Как это — вор, но честный?
И вот как объясняет (читай — оправдывает) поступок этого самого честного вора добрый, хороший и жалостливый Астафий Иваныч:
«Я только хотел сказать, что честный, кажется, был человек, а украл. Просто жалко было его.”
А бедненький Емельянушка, эдакая жертва социальной несправедливости, знай себе ютится подле своего спасателя и в глазоньки смотрит, как собачонка.
Честный, да украл... У того, кто последний куском хлеба с ним делился и пытался спасти. И вот уже спасатель сам стал жертвой своего подопечного. Низкий уровень ответственности приводит к обману, душевному суду и слишком позднему раскаянию... И лучше бы понёс несчастный Емельянушка реальное наказание за свой проступок, глядишь обдумал бы всё, да и ответственность за свою жизнь на себя бы взял, а не пытался на смертном одре загладить вину дырявой шинелью.
Любой спасатель всегда неосознанно потворствует бездействию или девиантному поведению несчастной жертвы. Потому что если жертва перестанет ею быть, тогда спасателю что остаётся? Игра закончена, ты больше не нужен. Занимайся своей жизнью. Только вот нет её — этой своей жизни-то... Когда ты сам себе не нужен, всегда найдётся тот, кому ты будешь жизненно необходим. И, спасая его, ты раз за разом будешь снижать уровень ответственности, самостоятельности и блокировать его дальнейшее развитие.
Помощь — это вручить человеку ответственность — главный инструмент для построения счастливой жизни, дать капельку мотивации и показать возможные варианты решения задачи. Нельзя помочь тому, кого устраивает роль жертвы или ребёнка-младенца, кто не готов взрослеть и отвечать за принятые решения.
Помощь — это не грести всю жизнь за человека, а научить его плавать. И позволить ему плыть туда, куда он сам захочет.