Спекулятивное безумие над тюльпанами в Голландии 17-го века породило невероятные цены на экзотические цветочные луковицы. Но рассказы о последующем сбое могут быть скорее выдумкой, чем фактом. Дэйв Росс
В 1636 году, согласно рассказу шотландского писателя Чарльза Маккея в 1841 году, все голландское общество сошло с ума от экзотических тюльпанов. Как писал Маккей в своих чрезвычайно популярных « Записках о необычайно популярных заблуждениях» и «Безумстве толпы» , по мере роста цен люди были охвачены спекулятивной лихорадкой, тратя годовой оклад на редкие луковицы в надежде перепродать их с целью получения прибыли.
Маккей назвал феномен «тюльпаномания».
«Золотая приманка соблазнительно висела перед людьми, и один за другим они бросались на витрины тюльпанов, как мухи вокруг горшочка с медом», - писал Маккей. «Дворяне, граждане, фермеры, механики, моряки, лакеи, служанки, даже трубочисты и старухи - женщины, балующиеся тюльпанами».
Когда в 1637 году внезапно лопнул пузырь тюльпанов, Маккей заявил, что он нанес ущерб экономике Нидерландов.
«Многие, которые на короткое время вышли из скромных слоев общества, были возвращены в свое первоначальное безвестность», - писал Маккей. «Существенные торговцы были превращены почти в нищету, и многие представители благородной линии увидели, что судьбы его дома разрушены после искупления».
Но, по словам историка Энн Голдгар, рассказы Маккея об огромных потерянных состояниях и растерянности людей, утопающих в каналах, являются скорее выдумкой, чем фактом. Голдгар, профессор ранней современной истории в Королевском колледже Лондона и автор книги « Tulipmania: Деньги, Честь и Знания в голландском Золотом веке» , понимает, почему мифотворчество Маккея так поддержалось.
«Это отличная история, и причина, по которой она великолепна, заключается в том, что она заставляет людей выглядеть глупо», - говорит Голдгар, который сетует на то, что даже такой серьезный экономист, как Джон Кеннет Гэлбрейт, попрощался с рассказом Маккея в «Краткой истории финансовой эйфории». «Но идея о том, что мания тюльпанов вызвала большую депрессию, совершенно не соответствует действительности. Насколько я понимаю, это никак не повлияло на экономику ».
Проблема, говорит Голдгар, в том, что Маккей использовал исходный материал. В 17 веке в Голландии существовала богатая традиция сатирической поэзии и песен, которые высмеивали то, что голландское общество считало моральными неудачами. Из этой традиции вышли развлекательные брошюры и стихи, нацеленные на предполагаемую глупость покупателей тюльпанов, преступление которых заключалось в том, что торговля тюльпанами станет их билетом в голландское высшее общество.
«Моя проблема с Маккеем и более поздними авторами, которые полагались на него - а это практически все - заключается в том, что он берет кучу материалов с комментариями и относится к ним как к фактам», - говорит Голдгар.
Чтобы получить настоящую сенсацию о мании тюльпана, Голдгар пошел к источнику. Он провел годы, просматривая архивы голландских городов, таких как Амстердам, Алкмар, Энкхейзен и особенно Харлем, центр торговли тюльпанами. Он кропотливо собирал рукописные данные 17-го века от государственных нотариусов, судов мелких тяжб, завещаний и многого другого. И то, что нашел Голдгар, было не иррациональным и широко распространенным увлечением тюльпанами, а относительно небольшим и недолгим рынком экзотической роскоши.
В середине 1600-х годов голландцы пережили период непревзойденного богатства и процветания. Вновь обретя независимость от Испании, голландские торговцы разбогатели за счет торговли через Голландскую Ост-Индскую компанию. Расплачиваясь деньгами, искусство и экзотика стали модными предметами коллекционирования. Вот как голландцы увлеклись редкими «сломанными» тюльпанами, луковицами с полосатыми и крапчатыми цветами.
Сначала эти дорогие тюльпаны были куплены как эффектные экспонаты, но торговля тюльпанами не заняла много времени, чтобы стать собственным рынком.
«Я нашел шесть примеров компаний, которые были созданы для продажи тюльпанов, - говорит Голдгар, - поэтому люди быстро запрыгивали на подножку, чтобы воспользоваться тем, что было желанным товаром».
Цены на тюльпаны резко выросли с декабря 1636 года по февраль 1637 года, и некоторые из наиболее ценных луковиц, таких как желанный Switzer, пережили 12-кратный скачок цен. Самые дорогие квитанции из тюльпанов, найденные Голдгаром, были на 5000 гульденов, в 1637 году это был хороший тариф за хороший дом. Но эти непомерные цены были выбросами. Она нашла только 37 человек, которые заплатили более 300 гульденов за луковицу тюльпана, что эквивалентно тому, что умелый мастер заработал за год.
Но даже если в 1636 году Голландия поразила какая-то форма мании тюльпанов, охватила ли она все слои общества, от помещиков-землевладельцев до трубочистов? Голдгар говорит нет. Большинство покупателей были теми, кого можно было ожидать от спекуляций предметами роскоши - людьми, которые могли себе это позволить. Они были успешными торговцами и ремесленниками, а не горничными и крестьянами.
«Я определил только около 350 человек, которые были вовлечены в торговлю, хотя я уверен, что это число на низком уровне, потому что я смотрел не на каждый город», - говорит Голдгар. «Эти люди очень часто были связаны друг с другом по-разному, через профессию, семью или религию».
Что действительно удивило Голдгар, учитывая рассказы Маккея о финансовом крахе, так это то, что она не смогла найти ни одного человека, обанкротившегося после краха рынка тюльпанов. Даже голландский художник Ян ван Гойен, который якобы потерял все в результате крушения тюльпана, похоже, был замешан в земных спекуляциях. Реальные экономические последствия, по оценке Голдгара, были гораздо более сдержанными и управляемыми.
«Люди, которые потеряли больше всего денег на рынке тюльпанов, были достаточно богаты, чтобы потеря 1000 гульденов не доставляла им больших проблем», - говорит Голдгар. «Это огорчает и раздражает, но не оказывает реального влияния на производство».
Хотя мания тюльпанов и последующая катастрофа не выровняли экономику Нидерландов, как утверждал Маккей, все же был некоторый побочный ущерб. Из судебных протоколов Голдгар обнаружил доказательства утраты репутации и разрыва отношений, когда покупатели, которые обещали заплатить 100 или 1000 гульденов за тюльпан, отказались платить. Голдгар говорит, что эти дефолты вызвали определенный уровень «культурного шока» в экономике, основанной на торговле и сложных кредитных отношениях.
Даже если увлечение тюльпанами внезапно и позорно закончилось, Голдгар не согласен с Гэлбрейтом и другими, которые отвергают весь эпизод как случай иррационального изобилия.
«Тюльпаны были чем-то модным, и люди платят за моду», - говорит Голдгар. «Кажущаяся нелепость этого была приукрашена в то время, чтобы высмеивать людей, которые не преуспели».
Может быть интересно: Люди жили дольше во времена экономических спадов