«Бог есть любовь», – так говорил Иисус Христос. Где есть Бог, там всегда присутствует любовь. Любовь – это высшая энергия Бога, сама Его суть. Мы здесь не говорим о материальной привязанности и зависимости от других живых существ или вожделении к противоположному полу, мы говорим о высшем проявлении любви, выраженном в бескорыстном служении. Почему мы говорим о служении? Потому что именно в служении выражается любовь. Мы служим тому, кого любим. Самая совершенная любовь – это любовь к тому, кто является источником самой любви, – любовь к Богу.
В материальных мирах существует распространённое мнение, что Бог имперсонален, что именно таково Его высшее положение и Его совершенная природа – природа всепроникающего безличного сияния (брахмана). Но у любого сияния должен быть источник. Солнечный свет исходит от солнца, точно также сияние брахмана – это сияние совершенной формы Бога. Высшая природа Бога – это природа любви, а это значит что Сам Бог – это личность, так как служение, – совершенное проявление любви, – может быть выражено только в форме личностных взаимоотношений.
Итак, какова высшая реальность? Личностна или имперсональна? Истина там, где любовь, а любовь, там где Радха-Кришна, Сита-Рама, Лакшми-Нараяна. Высшая природа Бога персональна, потому что для проявления любви нужен объект любви. А самый совершенный объект любви – это вечная личностная форма Бога.
Все виды любви и привязанности, которые мы наблюдаем в материальном мире – это искажённое отражение любовных взаимоотношений в духовном мире. Всего существует пять основных настроений любви:
• нейтральные отношения (шанта-раса);
• отношения слуги и господина (дасья-раса);
• дружеские отношения (сакхья-раса);
• родительские отношения (ватсалья-раса);
• супружеские отношения (мадхурья-раса).
Все эти виды любви изначально проявлены в вечных взаимоотношениях индивидуальных душ и верховной Личности Бога на планетах духовного мира. В материальном мире такие взаимоотношения носят временную природу, и потому не являются истинными. Таким образом, любовь способна принести удовлетворение только если направлена на высший объект любви – на Бога.
И вот, как только мы принимаем в сердце ту истину, что Бог есть любовь, сразу же мы обретаем Истину во всём. Люди спорят о многом, но истина всегда только там, где любовь: вегетарианство или мясоедение? Истина очевидна, ведь любовь противоположна духу эксплуатации и насилия. Месть или прощение? Опять же истина там, где любовь.
Высшее совершенство жизни не является плодом аскез, развития эмпирического знания или благочестивой кармической деятельности. Высшее совершенство жизни – это чистая любовь к Богу. Это спонтанное стремление к высшему объекту любви (анурага). Все религии и системы йоги существуют лишь для того, чтобы, в конце концов, привести душу к этой высшей ступени совершенства:
bhakti-mukha-nirīkṣaka karma-yoga-jñāna
«Карма (благочестивая деятельность), гьяна (интеллектуальное различение духа и материи) и йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи бхакти, преданности и любви к Всевышнему». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 22.17)
В Шримад-Бхагаватам (11.20.32-33) сам Верховный Господь утверждает:
yat karmabhir yat tapasā
jñāna-vairāgyataś ca yat
yogena dāna-dharmeṇa
śreyobhir itarair api
sarvaṁ mad-bhakti-yogena
mad-bhakto labhate ’ñjasā
svargāpavargaṁ mad-dhāma
kathañcid yadi vāñchati
«Всё, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной йоги, раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает рождения на райских планетах, обрести освобождения или достичь Моей обители, Я с радостью исполняю его желания».
Только чистой любовью можно пленить самого Бога, потому что Он и есть воплощение совершенной любви. Всё, чем является Бог – вкус воды, свет луны, воплощённая смерть, сила сильных, как это описывается в Бхагавад-Гите, – всё это существует исключительно ради любви. Истинная сила – это способность дарить любовь без желания получить что-то взамен. Власть, богатство или мистические способности ничего не стоят без любви. Ничто не имеет смысла, если высшей целью не является чистая любовь к Богу.
Истина там, где любовь!