В прошлой статье я затронула тему классического аутизма - синдрома Каннера (ссылка внизу). Сегодня поговорим о другой, не всегда распознаваемой форме, атипичной. Почему такое название? Потому что некоторые симптомы могут вовсе отсутствовать или проявляться в слабой форме. Это не значит, что атипичный аутизм является высокофункциональным, а ребенок отличается от обычного лишь некоторыми поведенческими мелочами.
Любая форма аутизма может иметь как более мягкое течение, так и более выраженное, т.е. его спектр достаточно широк и разнообразен. Одинаковых детей-аутистов попросту нет. Каковы же признаки этого вида?
Признаки атипичного аутизма
Наверное, одним из основных признаков атипичного аутизма будет возраст, в котором его обнаружили. Чаще проявления обращают на себя внимание после 3 лет, а некоторые странности, присущие РАС (расстройству аутистического спектра), не столь явны до этого момента. Возможна и обратная ситуация, когда первые звоночки пошли чуть ли не с рождения. При синдроме Каннера яркий период все-таки наступает после 1,5 лет и при какой-то провоцирующей ситуации (прививка, стресс, вирусная инфекция и т.д.). Как правило, до этого малыш развивается нормально и даже успевает заговорить.
При атипичном аутизме более нестандартны речевые нарушения. Речь может развиваться с заметной задержкой или не развиваться вообще, причем и при слишком ранних признаках, и при поздних (после 3 лет). При классике РДА (раннего детского аутизма) обычно просто происходит откат: ребенок говорил, а потом утратил почти все приобретенные речевые навыки.
Если касаться социального взаимодействия, то атипичный аутизм не дает столь категоричного отстранения от мира людей. Даже взгляд в глаза вполне может присутствовать, правда, более скользящий и быстрый, нежели у обычного ребенка. Список контактов сужен, присутствуют стереотипии при общении, но аутенок стремится к нему больше. Встречаются дети, которые не то что сторонятся других, а, наоборот, не видят личных границ и постоянно ищут взаимодействия с окружающими. Некоторые не боятся телесного контакта, спокойно дают себя обнимать, садятся на коленки и т.д.
Еще немного о речи. Именно при атипичном аутизме дети дольше остаются на этапе эхолалий (неосмысленного повторения слов и фраз за говорящим, ответ этим же вопросом на заданный вопрос). В то же время атипичные аутисты лучше поддаются обучению альтернативной коммуникации, например, жестовой речи.
Сенсорная чувствительность тоже имеет отклонения. Здесь нет принципиальных различий с синдромом Каннера. Кто-то испытывает неприязнь к прикосновениям, другие не выносят каких-то звуков или запахов, вкусов, картин перед глазами. Вариантов масса! У каждого аутенка свой список неприемлемых вещей, даже фобий. Может быть и гипо-, и гиперчувствительность к стимулам извне, т.е. пониженная или повышенная чувствительность.
Стимминг (стереотипии) присутствуют при всех формах аутизма! Это, можно сказать, яркая отличительная черта всех детей с подобными отклонениями развития! Это же касается игры, плоскости мышления и слабого воображения. Поведение тоже шаблонно и предсказуемо. Дети любят ритуалы во всем и их строгое соблюдение.
Нарушения моторного развития могут присутствовать, но данные проявления выражены в более слабой форме. Атипичные аутисты меньше страдают от неуклюжести, раскоординированности, плохого равновесия, слабости пальчиков и кистей рук.
Поведенческие или эмоционально-волевые отклонения, конечно, имеются - спектр есть спектр. Однако их выраженность меньше и проще. Эти аутята лучше контролируют свои эмоции (хоть и более бедные в сравнении с обычными детками), реакции на внешний мир, лучше справляются с делами, где нужно проявить волю, усилие над самим собой. Они глубже понимают эмоциональное состояние собеседника, что свидетельствует о более высоком уровне эмпатии, чем у детей с классическим РДА.
Такие детки проще обучаются навыкам опрятности и самообслуживания. С ними заниматься проще. Только с одним условием: нет умственной отсталости. Что не всегда получается.
Именно при атипичном проявлении РАС сочетание "аутизм + умственная отсталость" (УО) бывает чаще. Когда интеллект снижен, обучение становится малоэффективным.
Подводя итог, можно сказать, что атипичный аутизм без УО имеет черты спектра, которые слабее выражены, чем при классическом РАС. Полная версия статьи находится на моем сайте о детях с особенностями развития и их мамах!
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, комментируйте и выражайте свое мнение, если вам есть, что сказать! Спасибо за внимание!
Читайте также:
В другом мире или аутизм у детей, синдром Каннера (часть 1)
Дистанционное обучение в режиме самоизоляции. Других вариантов нет, но это бред!
Что я вяжу и почему так люблю рукодельничать
Стереотипии или стимминг у детей
Особенности поведения детей с ЗПР
Ребенок с ЗПР (задержкой психического развития) в саду. Стоит ли отдавать в коррекционный сад
Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли...