Часть IX (заключительная). Общие итоги и выводы.
Таким образом, мы закончили рассмотрение франко-бургундских отношений конца XIV-XV вв. от появления новой герцогской династии до времен ее расцвета и падения. Претензии герцогов на выход из орбиты влияния короны, постоянное расширение своих владений и образование независимой «Великой Лотарингии» от Северного до Средиземного моря, поставили под вопрос само существование Французского королевства.
С 1380 г. при слабовольном и управляемом Карле VI начинается борьба придворных группировок за власть в государстве, которое подхлестывается болезнью короля и нарастанием хаоса в стране. Уже первые герцоги Бургундские из дома Валуа делают попытки создать полуавтономный апанаж на землях своего удела.
В 1410 г. в стране разгорается открытая гражданская война двух феодальных группировок – арманьяков (приверженцев герцога Орлеанского), поддерживаемых феодалами юга, и бургиньонов, опиравшихся на города севера страны. Безумный король Карл VI не в состоянии погасить вспыхнувшую феодальную междоусобицу. Авторитет королевской власти неизмеримо падает, король становится марионеткой в руках руководителей соперничающих группировок. Война усугубляется иноземным вторжением и переходом одной из враждующих партий (бургиньонов) на сторону завоевателей. Возникает реальная угроза суверенитету государства. В этих обстоятельствах арманьяки, позже дофинисты, солидаризировавшиеся с королевской властью на заключительном, с 1422 г., промежутке этапа, объективно выступали выразителями и защитниками общефранцузских интересов.
В конце 20-х годов, благодаря патриотическому подъему, вызванному появлением и деятельностью Жанны д’Арк, в Столетней войне наметился перелом, что заставляет герцога Филиппа III Бургундского задумываться о дальнейшей перспективе союза с Англией.
Аррасский мир 1435 г. приводит к завершению гражданской войны, из которой Бургундия выходит мощным европейским государством с процветающей экономикой и активной внешней политикой. При Филиппе Добром «Великом герцоге Запада» наступает «золотая эра» герцогства Бургундского: на высоком подъеме развиваются ремесла, торговля и искусства. С Французской короной, одержавшей трудную победу в Столетней войне и накапливающей силы для будущей борьбы с крупными феодальными владетелями внутри страны, сохраняется стабильный мир.
Со вступлением на престол в 1461 г. нового короля Луи XI французская монархия начинает активную политику сбора национальных земель, что приводит к длительной череде военных конфликтов с феодальной знатью, во главе которой стояли сильнейшие ее представители – герцоги Бургундские. Борьба идет с переменным успехом. Королевская власть достигает гораздо большего за столом переговоров, чем на поле брани.
В 1474 г., поняв бесперспективность активных военных действий, королевская власть меняет тактику борьбы с герцогом Бургундским. Не вступая в прямое противостояние, она позволяет ему глубоко втянуться в борьбу за расширение границ своего герцогства, в то же время, организуя союз враждебных ему государств, помогая последнему людскими и материальными ресурсами. Эти действия приносят свои плоды: Карл Смелый все больше втягивается в швейцарско-лотарингские дела, что приводит к его гибели и распаду его державы.
Но, несмотря на напряженность событий, борьба герцогов Бургундских за автономность была, очевидно, заведомо обречена на провал, что объясняется набором объективных и субъективных причин, накопившихся к концу столетия. Необходимость победы над интервентами приводила к пониманию необходимости создания централизованного государства с сильной властью монарха. Деятельность Жанны д’Арк разбудила самосознание французов как единой нации, в то время как бургундское государство, составленное по феодальному принципу, было «лоскутным одеялом» в социально-политическом и национальном плане, и наиболее активные его субъекты постоянно стремились освободиться от опеки бургундского правительства. Происходившие в экономической жизни изменения так же вынуждали снимать феодальные препоны к объединению страны.
Большую роль в исходе борьбы короны с Бургундией, особенно на последних ее этапах, сыграли личные качества главных действующих лиц. Здесь импульсивный, несдержанный, идущий напролом Карл Смелый столкнулся с осторожным дипломатом Луи XI, который был готов идти к намеченной цели окольными путями с помощью подкупа, шпионажа и тайных союзов.
Все вышеперечисленные причины и сделали объединение Франции в конце XV в. явлением закономерным.
Конец.
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить лайк 👍. Спасибо.