Карантин
Мало кто задумывается, но слово карантин (quarantena) переводится как четыредесятница, или сорокадневный по-русски. Все верно, святой карантин, так когда-то назывался пост на латыни. Это уже потом, именно через сорок дней венецианские власти стали разрешать разгрузку у себя кораблей из далеких стран, чтобы не привезли те никой заразы. Считалось, что именно такой срок даст возможность проявиться или нет любой болезни еще до того, как она попадет в город. И сегодня мы познакомились с этим словом предметно. Если верить прогнозам, то как раз сорок дней предстоит многим пробыть на такой вынужденной самоизоляции. Вернемся к изначальному смыслу этого слова.
Сорокадневный пост, названный в нашей традиции Великим, к примеру не намного дольше Рождественского, всего на несколько дней, но различие между ними принципиальное. Последний не налагает никаких карантинов на верующих, лишь ограничивает в пище и почти не отражается на богослужении. А Великий уже совсем другое дело, на неделе нет Великого освящения даров, то есть главной составляющей Божественной литургии. Святые дары заготавливаются в воскресный день. Вот и получается карантин, то есть всю неделю не совершается Таинство преложения Тела и Крови Христовых, главная смысловая часть литургии. Известны и традиции многих монастырей в древности на всю Святую Четыредесятницу монахам уходить в пустыню, тоже ведь не случайно. Это время покаяния. Такой отрезок времени, когда Сам Господь не вкушал никакой пищи на земле. Время молитвы, которая и есть смысл покаяния.
Вот и посмотрим сегодня на себя, на наш карантин. Людям не церковным он в тягость, надо развлекать себя самим. А нам христианам? Умеем ли мы ценить такие дни покаяния и уединения, тихой внутренней работы внутри себя? Или и нам привычно развлечь себя «благочестивыми» развлечениями? Кто ищет, то себе обязательно найдет таковые. Духовный карантин дает чудный прибыток душе, внимательность, сосредоточенность, напряжение, постоянство, терпение. Без всего этого молитва мертва. Многие так и не умеют толком помолиться в уединении, а жаль. Вот и надо воспользоваться случаем, поучиться важному и нужному христианскому деланию. Тут и книжки пригодятся, и советы святых важны как никогда. Самое время духовного прибытка, выгоды.