Озеро Мичиган, одно из пяти Великих озер Северной Америки, обладает кристально чистой водой благодаря тающим льдам и климатическим условиям, препятствующим росту цветущих водорослей. Благодаря этому с высоты легко разглядеть обломки множества кораблекрушений, лежащих на песчаном дне озера.
На странице в Facebook в 2015 году появились фотографии, сделанные пилотами с авиабазы береговой охраны США в Траверс-Сити, на которых четко видны обломки судов. Фотографии были сделаны в районе мыса «Спящего медведя», больше известного как подводный заповедник «Проход Маниту». Этот район когда-то был бурно развивающейся судоходной зоной и местом, где корабли скрывались от надвигающихся штормов. «Проход Маниту» и сейчас является одним из самых посещаемых в Мичигане мест для подводных поисков затонувших кораблей. Он стал Музеем кораблекружений в Великих озерах.
Как рассказала журналу «On Earth» исследователь Сьюзен Козье: «О большинстве найденных обломков известно немногое. Но среди них есть одно идентифицированное судно. Это «Джеймс Макбрайт». Считается, что оно было первым, судном, перевезшим груз из Атлантического океана в озеро Мичиган в 1848 году».
В связи с продвижением европейцев вглубь близлежащих к озерам территорий и исследованием новых земель, в конце 17-го века озеро Мичиган стало частью линии водных путей, ведущих от реки Святого Лаврентия к реке Миссисипи, а оттуда к Мексиканскому заливу. Тысячи кораблей затонули, пересекая Великие озера. Сейчас Музей кораблекрушений насчитывает около 6000 кораблей и 30 000 погибших.
«На дне Великих озер лежат останки более 6000 кораблей, пропавших без вести с конца 1600-х годов, когда первые коммерческие парусные суда начали курсировать в этом регионе и до периода расцвета коммерческого судоходства в 19-ом веке», - сообщает Мичиганская Ассоциация исследований кораблекрушений. По их мнению «Обширное пространство этих внутренних водных путей обеспечивало естественную транспортную систему, связывающую Среднезападные штаты и части Канады с остальным миром».
Одним из самых известных затонувших кораблей считается «Гриффин», построенный в 1679 году французским исследователем Рене-Робер Кавелье. Корабль был построен для исследования озера и реки Миссисипи, но исчез из виду в том же году.
Остановлюсь на этом эпизоде более подробно, потому что это история авантюриста – «исследователя» новых земель того времени, во многом типичная для 17-го века.
Рене-Робер Кавелье, Сьер де ла Саль был иезуитом, и поэтому, как считается, французское правительство отказало ему в правах на наследство. Не имея средств к существованию, Ла Саль приехал в Северную Америку в 1666 году чтобы найти, вместе с такими же «исследователями» свое место под солнцем.
Ла Саль высадился в Монреале, где располагалась семинария Святого Сульпиция. Тамошние священники раздавали свои земли поселенцам на «легких условиях». Но ла Салю повезло больше других претендентов. Настоятель семинарии Куэйлус даровал ему безвозмездно большой участок земли в местечке, впоследствии названном Ла-шин, над большими порогами с тем же названием, примерно в девяти милях над Монреалем, как раз у подножия места, впоследствии названного озером Сент-Луис.
От индейцев-ирокезов ла Саль узнал о большой реке Огайо (Миссисипи), которая, как он полагал, должна впадать в Калифорнийский залив. Это открыло бы исследователю водный путь в Китай.
У ла Саля кончились деньги и он продал часть «своих» земель, чтобы совершить путешествие к западным Великим озерам. На озерах ла Саль пробыл некоторое время, затем снова отправился на восток. В 1674 году искатель приключений вернулся во Францию, где король «пожаловал» ему Форт Фронтенак, расположенный в месте истоков реки Лоуренс из озера Онтарио. В то время вся эта территория на тысячи миль вокруг принадлежала индейским племенам.
Далее ла Саль отправился на озеро Эри, где в январе 1679 года и начал строить «Гриффон». Когда корабль был готов и загружен мехами для продажи, ла Саль решил оставить его на попечение шести членам своего экипажа с тем, чтобы они по возвращении во Фронтенак расплатились с его кредиторами, а сам с другими членами экипажа сошел на берег на острове Вашингтон, расположенном на северной оконечности полуострова между Грин-Брей и озером Мичиган, там он намеревался посетить племя Иллинойс.
«Гриффон отплыл 18 сентября», - говорится в «Истории Великих озер». – Попутный ветер вынес его из гавани, и одним ружейным залпом команда простилась со своим предприимчивым строителем, который больше никогда его (имеется в виду корабль) не увидел. Корабль вез груз, оцененный в пятьдесят или шестьдесят тысяч франков (в мехах),
доставшийся их владельцу путем большой траты сил и средств. Судно было оставлено под командованием лоцмана Люка, которому помогали пять хороших матросов, с указанием зайти в Микили-Макино и оттуда направиться к Ниагаре. Больше о судне ничего не было слышно».
Неизвестно, затонул ли корабль или был сожжен индейцами, иезуитами или торговцами мехами, но ла Саль считал, что корабль потопили Люк и его команда.
В дальнейшем судьба этого искателя приключений оказалась трагичной. Он пытался основать колонию в Луизиане, но был убит одним из поселенцев в 1687 году. Вскоре и сама колония распалась, так как «веселые» переселенцы просто поубивали друг друга.
В 2011 году охотники за сокровищами Фредерик Монро и Кевин Дайкстра из штата Мичиган обнаружили место кораблекрушения в северном озере Мичигана. Объявив о своей находке лишь в декабре 2014 года, они предположили, что это затонувший корабль – это «Гриффон».
Но, как рассказал Live Sciense Брендон Байлорд, историк Великих озер, «это могут быть остатки буксира, утилизированного после появления паровых двигателей, более экономных в эксплуатации». По словам этого же издания, в Великих озерах были найдены следы 1500 кораблекрушений, среди которых наверняка есть и «Гриффон».
Сегодня поиски мест кораблекрушений озера Мичиган все еще остаются популярными среди любителей приключений и дайверов, стремящихся увидеть этот удивительный подводный мир. Может быть, кому-то из них повезет, и он найдет «Гриффон», так и не доплывший к месту назначения.
Фото: Авиабаза береговой охраны США, Траверс-Сити; Wikimedia Commons; Кевин Дикстор;
Источники: https://www.ancient-origins.net/news-general/hundreds-shipwrecks-revealed-lake-michigan-water-clears-002982
https://www.ancient-origins.net/news-history-archeology/ill-fated-ship-ill-fated-explorer--reportedly-found-lake-michigan-002583