Саммари на книгу Андрея Курпатова "Красная Таблетка"
Во-первых, Андрей Владимирович обнажает тот факт, что никакого «Спасителя» в нашей жизни не предвидится. Все мы ждем некоего чуда, некоего человека/процесса/события которое вдруг волшебным образом решит наши проблемы, хотя, вероятно, не отдаем в себе в этом отчет. Так вот: никто не придет и не спасет.
Во-вторых, автор утверждает, что наша хваленная «личность» и «индивидуальность» — это всего-лишь продукт нашего мозга, которому надо было как-то упростить себе задачу в этом слишком сложном для него мире. Наш мозг эволюционно не был предназначен для жизни в нынешних условиях, а поэтому создал себе некую куклу вуду, которой приписывает те или иные особенности. Это крайне сложно взять в толк, еще сложнее с тем, что согласно эксперименту Бенджамина Либета по замеру импульсов мозга, наше сознание — это только производное мозга, которое обосновывает то, что наше серое вещество уже решило, но никак не решает само.
Сложность осознания заключается в том, что нам трудно, неудобно и довольно неприятно осознавать, что мы — это наш мозг, который действует согласно программе удовольствий — выбирает то, что полегче, чтобы получить быстрее удовольствие. При этом наше хваленное сознание уже постфактум обосновывает наши слабости.
Также в книге говорится о том, что на самом деле неважно как обстоят или обстояли дела в реальности, важно то, что в настоящий момент хочет наш мозг. Именно из-за этого люди часто помнят то, чего не было и совершенно по-разному истолковывают одни и те же факты.
Поднимается вопрос о фантомности «богатства выбора», которым напичкали нас СМИ. Из-за абсолютно неверного представления о возможности выбора сильно изменяется поведение человека, который думает, что всегда сможет найти что-то или кого-то получше. Этому потакает и массовое распространение социальных медиа (в том числе социальных сетей), где, как нам кажется, очень легко найти нового человека. Однако это уплощает наше мышление и представление не только о других людях, но и о всем мире в целом. Наше представление о нас самих совершенно не соответствует тому, кем мы являемся на самом деле (да, и твое тоже), не говоря уже о представлениях о других людях, тем более не знакомых нам лично.
Еще более интересным является поднятие вопроса случайности. При рассмотрении любого происшествия, особенно трагического, мы часто объясняем его случайностью. Однако все случайности — это либо закономерность в более крупном масштабе, либо пересечение этих самых закономерностей в одной точке. По факту, «черные лебеди» Нассима Талеба — это как раз то пересечение закономерностей, которые не были вовремя обнаружены и пресечены.