Распространение вируса на всех континентах заставило многих экономистов пересмотреть свои экономические прогнозы. Для Франции сценарий быстрого восстановления выглядит все менее и менее вероятным.
Франция переживает свой худший экономический спад со времен Второй мировой войны". На недавнем слушании в комитете по экономическим вопросам Сената Бруно Ле Мэр нарисовал черную картину ситуации.
"Несколько недель назад я дал предварительную оценку перспектив роста на 2020 год на -1 %, заявив, что эта цифра будет пересмотрена. Напомню, что самый плохой показатель роста, который был достигнут Францией с 1945 года, это в 2009 году, после великого финансового кризиса 2008 года, -2,9%. Мы, вероятно, будем намного выше -2,9% роста 2009 года, то есть масштаб экономического шока, с которым мы столкнулись".
Первые передовые показатели и работа экономистов показывают, что экономическая катастрофа затрагивает как сектор услуг, так и отрасль. В Европе третичный особенно на переднем крае. Экономист Coface Жюльен Марсильи, тем не менее, напоминает некоторые расхождения. "В классическом кризисе отрасль, как правило, является наиболее затронутым сектором. Главный удар коснется прежде всего служб. Это нетипичная ситуация. Это не самые промышленно развитые и торгующие экономики, которые больше всего обеспокоены. В наибольшей степени пострадали страны, переживающие за свою отечественную экономику."
Закрытие границ, блокирование портов, остановка пивоваренных заводов, ресторанов, гостиниц и аэропортов, паралич строительных площадок и общественных работ привели к историческому снижению активности во многих секторах. Сдерживание французской экономики в течение месяца может весить около 2,6 пункта ВВП (60 миллиардов евро), согласно недавним оценкам французской обсерватории экономических условий (OFCE). Возможное продление сдерживания после 15 апреля может увеличить эти и без того ужасные потери. Во время пресс-брифинга с несколькими журналистами во вторник, 7 апреля, экономист Natixis Патрик Артус , регулярно контактирующий с Министерством экономики, а также другими экономистами, ожидает отсрочки даты сдерживания.
"С тем, что происходит в Азии, у нас есть более точное, чем раньше, представление о профиле деконфинирования. Европа еще далека от распада и еще больше от США. Честно говоря, я не вижу, как серьезные европейские страны планируют закончить сдерживание до середины мая. Не следует думать о возвращении к нормальной жизни до хорошего месяца. Кроме того, необходимо рассмотреть сценарии возвращения работников в период с середины мая по лето. С праздниками возвращение к нормальной жизни должно быть даже отложено до сентября."
Сдерживание началось 17 марта во Франции и должно продлиться до 15 апреля, но премьер-министр Эдуард Филипп намекнул в пятницу, что он, безусловно, будет продлен. Для многих компаний это по-прежнему означает несколько дней или недель бездействия или холостой работы и, следовательно, сильное сокращение притока денег.
Быстрое восстановление все менее и менее правдоподобно
"Иллюзия перезагрузки в тромбе окончательно испаряется", - напомнил экономист фирмы Xerfi Оливье пассе в видео. Еще несколько недель назад многие экономисты ожидали быстрого восстановления V-образной формы. замедление эпидемии в Китае и постепенный перезапуск заводов оставили дверь открытой для сценариев, благоприятных для роста Франции. Распространение вируса сначала в Италии, затем по всему европейскому континенту, а затем и в США вскоре вселило такие надежды.
В попытке вычислить уровень этого восстановления директор экономических исследований в школе управления IESEG Эрик Дор работал над четырьмя сценариями в недавней записке. В самом оптимистичном сценарии экономист учитывает удержание до апреля с быстрым восстановлением. При такой конфигурации рост сократится на 7,4% в 2020 году. По-прежнему с сдерживанием в апреле, но постепенным восстановлением, ВВП будет испытывать спад 12,3%. При продленном сдерживании до мая и быстром восстановлении перегиб будет составлять 10% и 15% с постепенным отскоком. Для экономиста, "гипотеза ускоренного восстановления очень оптимистична, но кажется менее реалистичной".
Нелинейные эффекты
Расширение мер по сдерживанию со временем может привести к усилению воздействия. В этой связи экономисты ОФСЕ напомнили, что такое увеличение может, в частности, способствовать истощению запасов важнейших продуктов, необходимых для производства, и, таким образом, усилить разрыв в цепочках ценных бумаг, финансовые и банковские риски, а также влияние запасов на балансы (денежные средства, книжки заказов, надбавки за риск), особенно для частных субъектов, и, следовательно, увеличить число банкротств. Патрик Артус признает, что в ближайшие недели может произойти обострение балансовых заявок, хотя Франция должна быть относительно щадящей по сравнению с США."Банкротства-это потеря капитала и меньше ВВП. Обязательно будет рост банкротств. Во Франции должно быть ограниченное количество банкротств благодаря государственной политике "открытого бара". Другой тревожный фактор, по мнению экономиста, - корпоративный долг . "Компании, которые выйдут из кризиса, будут в большом долгу. Это заморозит инвестиции и наймы. Существует риск низкого роста. Французской экономике может потребоваться много времени, чтобы восстановить потери ВВП".
Несоответствие между спросом и предложением
Многие экономисты задаются вопросом о характере восстановления. Сценарий V-образного отскока с энергичным потреблением в конце сдерживания выглядит все менее правдоподобным. "Не надо думать, что мы восстановим сбережения, как раньше. В Китае наблюдается падение закупок жилья или автомобилей из-за неопределенности и рост товаров первой необходимости", - спросил Патрик Артус. В Европе эта схема потребления может повториться, если кризис затянется. Больше всего эпидемиологи опасаются возвращения загрязнения после первой волны. Что будет иметь пагубные экономические и социальные последствия при сценарии в W.
Вес неопределенности
Неопределенность бизнеса, потребителей и общественной сферы может в значительной степени повлиять на восстановление. Различные экономические агенты действительно могут изменять свое поведение в зависимости от рисков. Например, домашние хозяйства могут отдавать предпочтение осторожным сбережениям в ущерб потреблению, хотя это одна из движущих сил бизнеса во Франции. Со стороны бизнеса инвестиции должны резко упасть.
Возвращение доверия может стать ключевым фактором для восстановления более динамичных темпов. Несмотря на то, что нынешние меры поддержки в значительной степени поддерживают предприятия и работников во Франции, этой стратегии реагирования должно быть недостаточно для оживления экономики. Несколько экономистов выступают за пакет стимулов в европейском масштабе, не говоря уже о проблеме глобального потепления. В США администрация уже смягчила экологические правила для ископаемых отраслей промышленности. Дебаты в ближайшие недели могут быть острыми между сторонниками нынешней модели и теми, кто защищает альтернативные парадигмы.