Этот фильм, снятый в 1979 году режиссером Владимиром Меньшовым, получил «Оскар» как лучший иностранный фильм в 1980 году. Сюжет простой: история трех девушек, Катерины, Антонины и Людмилы, приехавших из провинции в Москву искать счастья.
Естественно, через удачное замужество, потому что других возможностей закрепиться в столице было исчезающе мало. Иностранные зрители тоже были в восторге от фильма, хотя и не без едких замечаний по поводу некоторых особенностей русских женщин.
Wvisser-leusden: «В этом фильме рассказывается о стремлении восточноевропейских женщин охотиться на мистера Райт. Давление коммунистического общества было велико: провал в устройстве личной жизни в столице означал прозябание и скучную жизнь в мрачном русском провинциальном городе. С большой вероятностью, что муж окажется сильно пьющим».
Советские Золушки
Завоевание Москвы начинается у двух девушек, Людмилы и Катерины с обмана. Третья, Антонина, честно встречается с простым хорошим парнем, звезд с неба не хватающим, зато с дачей и машиной, пусть даже и старым «Москвичом». Через 16 лет у нее будет обычная жизнь, без взлетов и падений.
Людмила (рекомендовавшая искать состоятельных женихов на кладбище), выйдет замуж за восходящую звезду спорта, но останется ни с чем. Катерина сначала не повезет больше всех: беременность, отказ молодого человека жениться и жизнь матери-одиночки, пытающейся получить образование.
В итоге, через 16 лет она оказывается самой успешной: образование, квартира, машина, умница-красавица дочь, должность руководителя предприятия. Иностранцев это удивляло и восхищало: полное равноправие!
Lenatigress: «История советской Золушки. Если вам интересно понять смысл советского образа жизни (особенно, что касается место женщины в советском обществе), этот фильм – лучшее, что можно найти. Судьбы трех женщин изображены удивительным образом, и самое важное – это то, что в жизни происходит. Старайтесь быть оптимистом и делать все, чтобы жить и быть счастливым».
Kurtrus: «Интерес представляет, как главная героиня смотрит на себя. Не раскрывая сюжетных поворотов, достаточно сказать, что женщина воспринимается обществом, как приложение к мужчине. Это шок для западного равенства, особенно потому, что мы видим, что все ее испытания – результат мужского эгоизма и доминирования мужчины.
Что показательно, так это то, что она сама не восстает против Системы. Она продолжает существовать в рамках, заданных обществом, но при этом приходит к собственному успеху и преображается».
Вперед, к победе феминизма?
Судьба Катерины становится основной сюжетной линией фильма. Встреченный ею Гога-Гоша – странная личность, злоупотреблявшая спиртными напитками и знавшая толк в эскапизме. Он категорически подходит на роль «крепкого плеча», но тем не менее – это идеал, которого так долго ждали. Некоторые иностранные зрители недоумевали по этом поводу.
Verbatima: «Этот фильм заставляет задуматься, для чего именно героиня так усердно работала. Молодая девушка из маленького городка приезжает в Москву и беременеет. Ее любовник отвергает ее, мать любовника унижает ее, говоря ей, что она не подходит для ее сына. Героиня родила ребенка.
Она усердно работает на заводе, вставая в 5 часов утра каждое утро, сдавая изнурительные вступительные экзамены, становясь инженером – и все это время она воспитывала свою маленькую девочку как одинокий родитель. Смелый сюжет для советского фильма, снятого в семидесятых.
И вдруг компромисс: героиня спустя шестнадцать лет после таких испытаний, уже имея стабильную жизнь, дом и престижную управленческую работу теряет голову от человека, который обращается с ней как с грязью?»
Фильм заканчивается на оптимистичной ноте, с всеобщим воссоединением и ликованием. Что дальше – можно только фантазировать.