В условиях дистанционного преподавания, учителям необходимы сверх усилия и навыки для того , чтобы удержать внимание аудитории у экранов.
Ораторское искусство — наука, изучающая выступления людей. Чтобы научиться хорошо говорить на публике, нужно отлично знать риторику. Успех лектора зависит от интонации, дикции, тембра его голоса. Как сделать голос идеальным инструментом для преподавания? Для этого существуют курсы ораторского мастерства.
Первое: окраска голоса
Комфортный и приятный аудитории звук голоса обеспечивает тишину в зале, показывает ораторское искусство спикера. На визгливый и неприятный голос студенты отвечают сонным состоянием. Легко воспринимается низкий мужской голос, затем — женский.
Чтобы правильно развивать речевой аппарат, нужно тренироваться: вслух читать одну страницу текста, не напрягаясь. Один день такой тренировки даст нужный эффект. Чем дольше вы занимаетесь (1-2 месяца), тем длительнее сохранится эффект. Ваш голос станет низким и приятным.
Второе: произношение
Каждый лектор должен работать над артикуляцией, так вырабатывается риторика речи. Приходится говорить много, а вы не должны уставать. Для отработки артикуляции ежедневно выполняют специальные упражнения в течение трёх минут.
П–Ч, Т–Ч, К–Ч, Х–Ч, Ф–Ч, С–Ч, Ш–Ч, Ц–Ч, Ч–Ч.
П–Ц, Т–Ц, К–Ц, Х–Ц, Ф–Ц, С–Ц, Ш–Ц, Ч–Ц, Ц–Ц.
Произнесите скороговорки, например, «Около кола колокола», «Купи кипу пик», тренируйтесь произносить слова «с переподвыподвертом», «постапокалиптичненький».
Третье: манера
Самый эффективный инструмент удержания внимания аудитории без дополнительных усилий — это интонация. Обладая ораторским мастерством, выделяют самую важную информацию, выражают то, что не скажешь словами.
Для выработки правильной интонации подойдет следующий текст скороговорки: «В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чётко».
Донесите до слушателя три разных сообщения, используя знания по риторике речи:
— проговорите этот текст как рядовую новость из жизни офиса;
— этими же словами сообщите нечто экстраординарное и возмутительное;
— расскажите о чертятках с восторгом.
Вы почувствуете, какую роль играет интонация, позволите себе активно её использовать.
Четвертое: скорость
Выбирая темп речи, следует учитывать, что ощущение времени у оратора и у публики разное. Некоторые выступающие увеличивают темп, не замечая этого. Аудитории кажется, что спикер не уверен в себе, поэтому старается быстрее закончить. Чтобы сохранять внимание аудитории, вы должны постоянно менять скорость изложения, использовать знания из ораторского курса.
Привлечь внимание публики к себе и выступлению можно, излагая сложный материал медленно, делая необходимые паузы. Они помогают успокоить аудиторию и привлечь внимание к материалу.
Пятое: порядок работы с вопросами аудитории
Чтобы правильно подготовиться к вопросам:
— прогнозируйте вопросы (готовьте ответы заранее);
— не воспринимайте вопросы как агрессию в ваш адрес, не защищайтесь и не оправдывайтесь;
— пока задают вопрос из зала, кратко запишите ключевые слова: это поможет вам сформулировать ответ;
— обязательно запомните или запишите имя автора вопроса и назовите его по имени.
Публика имеет право на внимание и уважение лектора
Ответы на вопросы должны быть короткими и ясными, четко аргументированными. Подробный ответ на агрессивный вопрос звучит как оправдание. Спикер должен помнить, что есть 3 варианта: прямой ответ, вежливый отказ, отсрочка ответа.
Следует показать, что восприняли вопрос, но не обязаны отвечать немедленно. На некорректный вопрос имеете право не отвечать. Если для полного ответа нужно время и дополнительная информация, скажите об этом.
Поблагодарите за вопрос, например:
«спасибо за интересный вопрос», «спасибо за вопрос, он оказался для меня неожиданным», «спасибо за вопрос, насколько я понял, вас интересует…».
Ответив на вопрос, получите обратную связь, например, спросите: «Я ответил на ваш вопрос?».
Уверенные спикеры отлично чувствуют себя в тишине аудитории
Автоматически получите бонусы аудитории, когда сделаете одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями.
Уверены: активная практика поможет развить навыки публичных выступлений и станет отличным подспорьем в преподавательской деятельности.
Успехов вам!