Давайте теперь поговорим немного про книги. Меня бывает в комментах пинают, что я школоло и не читаю, скажем, Достоевского. И очень удивляются, когда я предлагаю назвать любое произведение Доста, простите, Федора Михайловича, чтобы выйти и подискутировать о нем.
Исправляюсь, вот вам не Достоевкий и не Шолохов,но тоже интересные книги с очень запоминающимися героинями.
1. Арчибальд Кронин "Замок Броуди"
Давайте знакомиться с семьей Броуди! Вы еще их не знаете? Так это же одна из выдающихся семей Ливенфорда!
Конечно же, самый примечательный ее член - глава семьи Джемс Броуди, эсквайр. Он владелец единственного (пока) шляпного магазина в Ливенфорде. И у него покупают шляпы не только всякие работяги, нет-нет, он гордится, что продает свой товар самому мэру города, и не только ему, все видные люди Ливенфорда приходят к нему. Тогда Джемс Броуди сам лично принимает их у себя в кабинете. А для всякой шелупони есть приказчик, глупый малый, но с них и этого хватит. Будет еще господин Броуди мараться!
И семью свою он держит в ежовых рукавицах.
Вот, к примеру, его жена Маргарет Броуди или просто матушка боится своего мужа, как огня. Робкая, слабая размазня! Вечно больная, вечно жалуется на свое здоровье. Противно от такой, совсем не пара она господину Броуди, но он честный человек, он не может осквернить себя порочной связью на стороне (а ведь мог бы, мог!), остается только ждать, когда она уже наконец помрет, да только когда это еще будет! Как только он не унижает ее, как только не урезает ей недельное пособие на хозяйство, она все терпит и безропотно соглашается. Да еще моду взяла - сидит и читает какие-то книжонки, как будто ей делать нечего, вон, могла бы еще раз полы помыть.
И сын весь в маменьку - Мэтью Броуди может только на мандолине бренчать, наряжаться и жаловаться. Хотя и на мандолине он играет скверно. Отправить бы его куда... да хоть в Индию! У господина Броуди есть связи, он пристроит своего тупицу-сына, подальше от маменьки, которая разбаловала его донельзя. Ишь, распустил нюни, боится ехать! А хвастаться направо и налево не боялся? Получай же.
Старшая дочь тоже разочаровала. Не то чтобы Джемс Броуди ее любил, нет, Мэри тоже была воспитана матерью, а значит, переняла дурные наклонности. Одно только знакомство с этим коммивояжером Денисом Фойлем чего стоит! Нашла еще с кем общаться, не ровня он семье Броуди, род которых пересекается с графским родом. И, если это будет дальше продолжаться, то скатертью дорога Мэри из родного дома, не будем о ней больше упоминать в стенах Замка Броуди!
Про бабушку Броуди - маму господина Броуди и говорить нечего - полубезумная старуха, совсем стала сдавать, ни о чем, кроме еды не думает.
Одна радость у господина Броуди - младшая дочка Нэсси. Вот она умница, вся в папу. Далеко пойдет. Она поступит в университет, станет первой девушкой. получившей университетскую стипендию, уж отец об этом позаботится, днем и ночью будет она сидеть над учебниками, уж папа-то проверит, папа заставит. И, если она его опозорит, горе ей.
***
Арчибальд Кронин создал прямо ужасающий роман, который можно описать фразой "падение дома Броуди". Сам Джемс Броуди - крайне неприятный тип, эгоистичный тиран, пьющий кровь из своей семьи. Его жена и сын тоже производят не очень хорошее впечатление - жалкие слизняки, трусливые и бесхребетные. Понятно, что миссис Броуди стала такой вследствие многих лет абьюза (как это сейчас принято говорить), да и пошатнувшееся здоровье тоже играет здесь свою роль, но в воспитании сына избалованным хвастуном, трусливым и нерешительным, она виновата сама.
Поступки бабушки я просто списала на начинающийся маразм, поэтому спустила их на тормозах.
А вот судьба Мэри и Несси - перекликается со страшной судьбой сестер Хачатурян. Только, в силу воспитания того времени, они не убили отца, они сами стали его жертвами.
Наблюдать, как господин Броуди, в силу обстоятельств и своего скверного характера, опускается все ниже по социальной лестнице - из уважаемого члена общества превращаясь в горького пьяницу - мне было приятно. Вот, получил по заслугам. Только жаль, что он тянет за собой самых ранимых из своей семьи - дочерей.
Как многие классические произведения, этот роман - на все времена. Меняются эпохи, общественный строй, государства, но проблема домашней тирании остается актуальной. Правда, в начале XXI века (в отличие от конца XIX) о ней стали говорить вслух. И это радует.
2. Луиза Мэй Олкотт "Маленькие женщины" и "Хорошие жены"
В наше смутное время пандемий, всеобщей изоляции, экономического кризиса так хочется отвлечься и прочесть про что-то светлое, доброе и обязательно со счастливым концом. И дилогия про сестер Марч как будто создана именно для этого.
В первой книге "Маленькие женщины" больше говорилось о детстве девочек, было много библейскийх нравоучений, поэтому она как-то не очень у меня пошла, хотя я не могу не отметить много комичных моментов, над которыми я смеялась в голос, а также сам "светлый" настрой книги.
Во второй части девочки повзрослели, появились другие проблемы и соблазны, которые сестры Марч решают иногда с помощью дружеского совета, иногда тернистым путем личного опыта. Пришли ли они к своим воздушным замкам, о которых мечтали в первой книге?
Мег встретила свою любовь и первой из сестер стала матерью своего собственного семейства. С рождением детей она проходит все те же ошибки, который и сейчас встречаются в молодых семьях - проблемы отчужденности супругов, всецелым поглощением "щастьемматеринства" и недопониманием друг друга вследствие этого. Ну и о финансовых проблемах не будем забывать, ведь мистер Брук, муж Мег, совсем не богат.
Джо - моя (да, вангую, что не только моя) любимица - не стала известной писательницей. Сначала она отказывается сочинять "бульварные" рассказы (это те, где кровь-любовь-морковь) т.к. это слишком "низко" и "не достойно" хоть и приносит доход, а потом и совсем задвигает идею что-то написать, потому как семья-дом-дети. Да, эта воинственная Амазонка, эта непримиримая Диана в итоге сдается и понимает, что счастье женщины - "был бы милый рядом". Жаль. Мне было жаль.
Бесс логично умирает. Вообще, она единственная, кто полностью добивается всего, чего она хотела, пусть и таким странным поворотом судьбы. Она навсегда остается рядом с родителями, рядом со своим домом...
Эми также не становится Рафаэлем в юбке. Она - логично - тоже выходит замуж, правда за состоятельного человека, поэтому ее страсть к блистанию в высшем свете тут была удовлетворена.
Конечно, по сравнению с книгами и старым фильмом, новый фильм 2019 вышел более феминистским, хотя было забавно, когда младшая из сестер произносит проповедь о том, что "в наше время" женщина ничего сама не может добиться, что все ее имущество после свадьбы переходит в распоряжение супруга, а потом сама же радостно выходит замуж и уже плевать на то, что она говорила. Прошлись в фильме, конечно, и по правам чернокожих рабов с помощью очень высокопарной фразы (ради смеха поищите ее, сразу поймете, что это она), ведь действие первой книги происходит в разгар войны между Севером и Югом.
И вот, после прочтения книг, я поняла, что мораль у них была одна - даже если ты мечтаешь о великом и к этому великому идешь, в глазах окружающих ты все равно будешь несчастной до тех пор, пока не выскочишь замуж и не родишь детей. Но это применимо только к женщинам того отрезка времени, о котором говорится в книге. Или не только?
П.С. А еще "Маленькие женщины" невольо заставили меня вспомнить другую книгу, посвященную Гражданской войне -- "Унесенные ветром". Одна война. Одно время. Но такие разные судьбы и характеры!
JulyFox