Как грамотно говорить с ребенком на интимные темы? В каком возрасте, о чем и как лучше донести информацию, чтобы и удовлетворить любопытство ребенка и не дать ничего лишнего?
В этой статье мы подробно поговорим о том, в каком возрасте и о чем лучше говорить, как себя вести в ситуациях, касающихся полового воспитания.
Половое формирование ребенка начинается с самого рождения. Многие моменты, например, такие, как грудное вскармливание, контакт ребенка со взрослым «кожа к коже», смена подгузников, купание – это такие маленькие кирпичики, из которых будет впоследствии построен дворец полоролевой идентификации. Очень важно понимать, что успех разговора «об этом» с ребенком зависит не столько от самого разговора, сколько от того фундамента, который закладывался с самого рождения фактически каждый день. Дети сызмальства непревзойденно сканируют все выражения лица, расслабленность или напряжение родителей по поводу этой темы.
Поэтому, чтобы облегчить себе и ребенку финальный этап – разговор «про это» – начинайте грамотно себя вести с первых дней жизни ребенка.
Младенчество
Итак, примерно в возрасте от 3 месяцев до 1 года, когда ребенок уже в состоянии захватывать предметы, он может потянуться к своим половым органам. Родителям важно понимать, что в этом действии не заложено никакого сексуального подтекста. Ребенок не может еще планировать свои действия, у него нет цели «получить удовольствие», он хватает все, что можно схватить.
Также родители мальчиков могут заметить увеличение полового члена во время смены подгузника. Эта реакция тоже является физиологичной и абсолютно лишенной эротичности. Так тело радуется тому, что на смену тесноте и мокроте пришла свобода!
В этом возрасте родителям рекомендуется спокойно относиться к таким проявлениям, не придумывать себе лишнего подтекста происходящего, к примеру, не отдергивать руку ребенка.
Дошкольный возраст
Начиная с 1-1,5 лет (более активно это обычно происходит в районе 2 лет) ребенок начинает проявлять познавательный интерес к половым органам. Целью его действий является не получение сексуального удовольствия, а изучение своих частей тела и их свойств. В этом возрасте у ребенка не сформировано понятие стыда. Все части тела для него имеют одинаковое значение. Часто стремление ребенка потрогать свои половые органы, поиграть с ними у родителей вызывает недоумение и другие яркие эмоции, а ребенок искренне не понимает, в чем дело.
Чтобы не заложить у ребенка непринятие своего тела, не сформировать у него телесные зажимы, родителям рекомендуется не выделять тему половых органов особыми эмоциями. Говорить лучше ни тише, ни громче, а обычным тоном и тембром. Можно слегка переводить внимание ребенка с половых органов на что-то интересное.
В возрасте примерно от 2,5 до 5 лет познавательный интерес к половым органам дополняется вопросами ребенка про мужскую и женскую физиологию, секс, беременность, роды. Он начинает спрашивать, чем мальчики отличаются от девочек, чем похожи мама и сестричка. Вполне нормально, когда для начала родители говорят, что мама и дочка – женщины, они носят красивые одинаковые платья. Но пытливый ум ребенка начинает копать дальше. Он задает конкретные вопросы про половые органы, к примеру: «Как это называется? У девочек тоже есть пенис? А что есть у девочек? А зачем мальчикам пенис?» Ребенок изучает свои половые органы, наблюдает за взрослыми и ровесниками (при переодеваниях, в магазинах одежды, в детском саду), стремится проникнуть вместе с родителями в туалет. Спокойные и уверенные ответы родителей в этом возрасте являются залогом доверительных отношений в подростковом и юношеском возрасте!
Рассмотрим ряд конкретных детских вопросов и возможные варианты ответов для разных возрастов.
Разговариваем с детьми 1,5-4 лет:
— Где я был, когда меня не было?
— Рос у мамы в животике.
— Как я появился в мамином животике?
— Папина частичка запрыгнула в мамин животик, склеилась с маминой частичкой в животике. Сначала ты был очень маленьким, как зернышко, потом рос, рос, и так вырос, что перестал умещаться в животике и родился.
— Как дети рождаются?
— Тети и дяди доктора помогают маме, достают деток из маминого животика.
— А маме больно?
— Нет, маме мажут животик волшебной мазью или дают волшебную таблетку, и ей хорошо. Она очень хочет поскорее увидеть своего ребеночка и очень рада, когда его достают.
Обычно для этого возраста такого разговора бывает достаточно. Здесь очень важно с самого начала не сочинять неправдоподобных вещей, того, что потом не увяжется с открытой правдой. К примеру, про аиста и капусту. Часто родители говорят, что мама проглотила папину частичку. Лучше на этом не акцентировать внимание, так как девочки потом думают, что если они будут кушать, у них может родиться ребенок. Можно просто сказать, что частичка придумала сама, как запрыгнуть к маме в животик.
Начиная с возраста примерно 4-7 лет дети уже готовы к более углубленной медицинской информации. К слову, отмечу, что любые разговоры на эту тему лучше начинать при наличии у ребенка интереса. Кто-то начинает интересоваться более предметно в 4 года, а кто-то не раньше 9. У каждого свой возраст, мы исходим из потребности детей, а не из нашего понимания правильности предоставления информации.
В этом возрасте у детей уже начинает формироваться наглядно-образное мышление, они могут воспринимать информацию из книг. Здесь очень важен момент подачи информации из книги. Сначала родителям важно самим прочитать книги, посмотреть картинки, проанализировать свои эмоции. Если внутреннего сопротивления у Вас не возникает, и Вы способны ровным, спокойным голосом объяснять по картинке, можно выходить к ребенку. Примером взвешенных, спокойных книг для детей «про это» мне кажется серия современного московского сексолога Евгения Августовича Кащенко «Откровенный разговор про это» и «Откровенный разговор про это с подростком».
Когда ребенок знает, что в организме у него есть невидимые органы, например, желудок, кишечник, горло, ребра, кости, мочевой пузырь, можно добавлять информацию и про половую систему.
Приведу пример возможного разговора с включением медицинского аспекта.
— Где я был, когда меня не было?
— Рос у мамы в животике.
— Как рос? С вот такими ногами прямо?
— Да, с ногами и руками, но они сначала были очень маленькими! Я могу показать тебе это на картинке, хочешь? Посмотри, вот мамин животик, а вот внутри животика потихонечку растет малыш. Сначала у него не видно ножек и ручек, только головка и туловище. Потом он растет, видны глазки, носик, ручки, ножки. Видишь, как он растет?
— Да. А как я появился в мамином животике?
— У мамы и папы есть особенные клеточки. Посмотри. У женщин есть внутри яичники. В них как раз живут маленькие клеточки-половиночки. А у мужчин есть яички, в них тоже живут клеточки-половиночки. Когда эти две половиночки соединяются, получается малюсенький малышик. Он растет и рождается.
— Как они соединяются?
— У мамы и папы есть в организме специальные дорожки. Когда родители очень хотят родить ребеночка, мамина половиночка зовет папину, папина половиночка бежит ей навстречу, они склеиваются, и начинает из этой маленькой частички расти ребеночек.
— Как дети рождаются?
— Доктора помогают маме, достают деток из маминого животика.
— Разрезают что ли?
— Когда-то разрезают, а когда-то ребеночек вылезает по специальной маминой дорожке.
— А маме больно?
— Не переживай, маме дают специальную таблетку, и она чувствует себя хорошо. И она так хочет поскорее увидеть своего ребеночка, что очень рада, когда его достают.
Школьный возраст
В возрасте после 8-9 лет многие дети в силу своей психологической акселерации могут быть готовы к введению таких понятий, как «секс», «родовый канал», «сперма», «матка», «яйцеклетка», «сперматозоиды».
Чтобы не осыпать ребенка только медицинскими терминами, разбавляйте свои ответы какими-то метафорическими образами. К примеру, «матка – это первый дом человека», «секс – это такой приятный подарок для мужчины и женщины, которые очень любят друг друга и хотят быть еще ближе», «сперматозоиды – это спортсмены, среди которых побеждает один самый сильный и быстрый», «яйцеклетка – это невеста, которая зовет своего жениха и крепко обнимает его, когда он к ней приезжает».
Когда отдельные понятия усвоены, можно их соединять. К примеру, говорить , что секс – это приятный процесс для взрослых мужчин и женщин, которые очень любят друг друга. Они сильно-сильно прижимаются друг к другу, обнимаются, пенис проникает в вагину, и они радуются. Очень важно, чтобы вместе с физиологическими моментами ребенок получал в семье ощущение, что секс – это про взрослость, любовь, ответственность, радость, желание сделать друг друга счастливыми, родить ребенка. Это те аспекты, которые редко ребенок может получить вне дома. Поэтому очень важно, чтобы разговор «об этом» у ребенка сначала случился и запечатлился с осознанными родителями.
А что если ребенок не спрашивает о сексе и рождении детей? Если ребенок активно вращается в социуме, и Вы волнуетесь, что Вас могут опередить в этой сфере и навредить ребенку, можно слегка инициировать такой разговор. К примеру, просто обратить его внимание на эту сторону с помощью обсуждения жизненных ситуаций: кто-то поженился и стал жить вместе, у кого-то родился ребенок. Этот разговор можно начать ненавязчиво, к примеру: «Сегодня у нашего дяди Миши свадьба. Он женится на Ане. Они теперь будут жить вместе, как твои мама и папа. Скоро у Ани в животике будет расти ребеночек.» Скорее всего, таких вводных будет достаточно, чтобы ребенок задал уточняющие вопросы.
Подведем краткие итоги. В этой статье возраст указан только с ориентировочной целью. Нет правильного и неправильного возраста для разговора «про это». Есть потребности ребенка, его интерес и правильный и неправильный способ подготовки ребенка. Как родители относятся к половой теме (каким тоном говорят про подгузники, горшок, выделения, туалет, секс), так и ребенок поначалу начнет к этому относиться. Если говорить на эту тему таким же тоном, как и про чистку зубов, мультики и макароны, ареола таинственности и запретности с большой долей вероятности не сформируется. Помните всегда, разговор про секс – это всего лишь вишенка на торте. Коржи, крем, орешки – это все Ваше общение с ребенком с первых его дней жизни!
Автор: НАТАЛЬЯ СКОБИНЕВА