Когда Вы прогуливаетесь у Московского Кремля по Александровскому саду, то точно ходите по воде аки сами знаете кто. Люди открыли в себе эту суперспособность, научившись заключать реки в коллекторы и прятать их под землей. Там, где раньше вода была в открытом доступе и при любых мало-мальски крупных осадках затапливала близлежащие дома и улицы, сегодня асфальт и брусчатка.
Самая известная из подземных речек в столице - Неглинка. О ней я и расскажу, читайте - просвещайтесь!
Чтобы вы понимали, какую влиятельную водную мадам похоронили, только представьте, как с неё началась Москва. В Тверской летописи от 1156г. читаем:
“Князь великий Юрий Володимерич заложи град Москьву на устниже (на устии же) Неглинны, выше реки Аузы”.
Речь идет о строительстве самых первых деревянных стен города - о Кремле. Место выбрали стратегические удачное - на Боровицком холме при впадении Неглинки в Москву-реку. Убили одним выстрелом несколько зайцев: и город естественными преградами защитили, и торг по воде вели, и для жизнеобеспечения жителей источники были.
По карте видно, что под землей замурован отнюдь не ручеек.
Неглинка начинала свой путь на севере Москвы в Марьиной роще и текла строго на юг до Кремля. У неё было несколько притоков, из них самый крупный - р. Напрудная. Для особо заинтересованных подробный маршрут напишу в конце статьи, сейчас же важнее понять бунтарский характер Неглинной, почему она так обозлилась на людей и за что её наказали.
В старину Неглинка была чистой, как и всё когда-то на планете Земля. Вода была пригодна для питья, особенно в верховьях (в районе Земляного вала - сегодня Садового кольца, ул. Садово-Самотёчной, и выше), поэтому по берегам Неглинной и её притоков селился люд, располагались стрелецкие, пушкарские и другие слободы. Народ активно строил мельницы, разбивал сады и огороды. К тому же Москва была деревянной, часто горела, а когда поблизости река, удобно использовать её воды для тушения пожара.
О чистоте Неглинки говорит и тот факт, что речку местами запруживали, создавая искусственные водоемы - пруды для разведения рыб. Выписка из расходной книги 1728 года сообщает:
“... отпущенно из Неглинских прудов к столовому кушанью живой рыбы, а именно: стерлядей 6 штук, окуней - 20 штук, плотвиц - 20.”
Одна только стерлядь - рыба капризная, ей подавай прозрачную чистую воду, да чтоб без примесей ила. За такими прудами на Неглинке тщательно следила Полицмейстерская канцелярия. Здесь запрещалось полоскать белье и мыть лошадей.
Было время, когда Неглинка текла даже по территории Красной площади, правда не по своей воле. В 1508 году Василий III (отец Ивана Грозного) распорядился:
«Вокруг града Москвы ров делати камением и кирпичием и пруды чинити вокруг града Алевизу Фрязину»
Вдоль кремлевских стен со стороны Красной площади по указу был вырыт ров, который наполнили водами Неглинки. Так появилось дополнительное укрепление Кремля и он был со всех сторон окружен водой. Руководил строительством архитектор Алевиз Фрязин (Новый), в честь него и назвали - Алевизов ров.
Ров быстро утратил свое оборонительное значение. Уже во второй половине 16 века его осушили и превратили практически в зверинец. В правление Ивана Грозного здесь жили лев со львицей, а в царствование Алексея Михайловича - слон. В 1814 г. ров засыпали.
Если следовать пословице “Нет худа без добра”, то в обратном порядке, по логике пессимиста, она тоже должна работать - “Нет добра без худа”. Искусственные водоемы и жизнедеятельность людей (что хочу, то в реку и сброшу) приводили к образованию болот и периодическому затоплению окрестностей. Самая жесть началась со второй половины 18 века, когда близлежащие к Неглинке местности стали активно застраиваться, а река загрязняться на глазах. Особенно это сказывалось на среднем и нижнем течении (начиная с местности в районе Цветного бульвара и ниже до впадения в Москву-реку).
К концу 18в. вода была настолько грязной, что поступило предложение заключить ее в трубу. Идея была реализована лишь при реконструкции Москвы после нашествия Наполеона 1812 года. В 1816-1820г. Неглинку заперли в подземный кирпичный коллектор. Тогда же замуровали и знаменитый Кузнецкий мост.
Как пишет Владимир Гиляровский в своём произведении “Москва и москвичи”, в Неглинную
“...устроили стоки уличных вод через спускные колодцы и сделали подземную клоаку под улицами.”
Проще говоря, почти канализацию. “Почти”, потому что “по правилам” в неглинный коллектор должны были стекать только уличные, дождевые воды. Но предприимчивые богатые домовладельцы тайно провели в реку стоки нечистот из домов. Вплоть до конца 19 века в Москве не было обустроенной канализации и нечистоты вывозили в бочках. А вывозить не хотелось. Слишком муторно. Легче и быстрее в речку сбросить.
А вот вам ещё и немножко баек из склепа от Дяди Гиляя, когда он в 1880-х спустился под землю в коллектор Неглинной с водопроводчиком Федей:
Здесь грязь была особенно густа, и что - то все время скользило под ногами. Об этом боязно было думать.
А Федю все - таки прорвало:
- Верно говорю: по людям ходим.
Я промолчал.
Тут-то Неглинка окончательно взбунтовалась:
...заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов.
Во время обильных дождей река вырывалась наружу и возвращала неблагодарным жителям жидкие отходы, распространяя зловоние. Наводнения были вызваны двумя причинами: скопившимся мусором, забившим трубу, и небольшим сечением коллектора, который часто не справлялся с обилием воды.
Несмотря на то, что трубы периодически перестраивали, Неглинка регулярно давала о себе знать при сильных ливнях. Только представьте, наводнения случались еще совсем недавно в 1950х-60х-70х годах!
Необходимо было принимать радикальные меры по борьбе со взбунтовавшейся Неглинкой. В 1960-х вывели дополнительный коллектор, который сегодня проходит у Зарядья и выходит также в Москву-реку. В 1970-х расширили диаметр труб, проложили новые. Сегодня река опасности не представляет.
Отдельно хотелось бы прояснить ситуацию по поводу фонтана "Река Неглинная" со скульптурной группой "Герои сказок" Зураба Церетели. Композицией вы можете полюбоваться в Александровском саду у Кремля. Она красиво имитирует русло Неглинки. Главное слово в предложении "имитирует", потому что вода в фонтане не имеет никакого отношения к настоящей реке. Реальную Неглинную наружу не выпустили.
Но зато под землю к ней спуститься можно. В Москве есть очень интересные экскурсии с диггерами в коллектор Неглинки. При желании вы их без труда найдете на просторах интернета.
Ну а если экстрим - это не ваше, то снаружи посмотреть тоже можно, но только на "дырочку с решеткой" в Кремлёвской набережной и издалека.
И для самых выносливых, заинтересованных и умненьких-разумненьких напишу ещё о происхождении названия и маршрут реки.
Название периодически видоизменялось: Неглимная, Неглинна, Неглинная, Неглинка. Последнее особо прижилось. Но какие бы мелкие трансформации не происходили, в основе слова оставалось “не глинная”. Здесь исследователи спорят:
1. Лингвисты Г.П.Смолицкая и М.В.Горбаневский утверждают, что у самой реки просто не глинистое дно и берег, хотя вокруг глины было полным полно. В районе Крестовской заставы (сегодня площадь перед Рижским вокзалом) ещё в конце 18 века стояли избы для обжига глины, а на 1-й Мещанской улице её добывали. Не путайте 1-ую Мещанскую улицу и современную просто Мещанскую. Та, которая нам нужна, сейчас является частью Проспекта Мира. Упрощу вам жизнь, смотрите на карте:
Эта версия подвергается сомнению, потому что происхождение названия через отрицание чего-то не распространено у восточных славян. Им легче было бы назвать Неглинку какой-нибудь Песчанкой и дело с концом.
2. Есть предположение, что собака зарыта в слове “Неглинок” - болотце, болотистое место с ключами. Неглинная как раз брала своё начало из Пашенского болота в Марьиной роще. Болота давно нет, осушили, как и речку спрятали, но факт остаётся фактом.
3. И на закусочку третья версия. Лингвист В.Н. Топоров находит у гидронима Неглинна/Неглимна балтийские корни. Основа Ne-glim-in-, корень gilm (от литовского gilmė «глубина»). Отсюда Неглимна - «неглубокая, мелкая река».
Справедливости ради стоит отметить, что на участке +/- от современной Селезнёвкой ул. до Трубной площади у Неглинки было особое название - Самотёка. Здесь этимология проще. Слово описывает неторопливое течение воды, перетекание из пруда в пруд самотёком.
Течет Неглинка по маршруту: район Марьиной Рощи 2-й Стрелецкий проезд - Стрелецкая ул. - Новосущевская ул. - между Достоевской ул. и 3-им Самотёчным пер. - Самотёчная ул. - Цветной бульвар - Трубная площадь - Неглинная ул. - под ЦУМом - Театральна площадь - Манежная площадь - Александровский сад - у Водовзводной башни Кремля впадает в Москву-реку.
В 1960-е искусственно создали еще одно подземное устье: от Театральной площади реку раздвоили и вторая часть идёт под Никольской ул., далее под ул. Варваркой и также впадает в Москву-реку.
Спасибо, что прочитали, буду рада подписке и лайкам! Впереди много интересных статей
Экскурсовод Мащенко Анастасия
Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:
Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya
Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya