Вне всяких сомнений, Чарльз Джон Хаффем Диккенс был интересной фигурой — и не только в мире литературы. Изучать его биографию — почти то же самое, что и читать его романы с невероятными поворотами событий. Что же любопытного можно там найти?
Чарльз Диккенс известен как классик английской литературы, которому удалось стать самым популярным англоязычным автором ещё при жизни. Но он умел не только остроумно и красочно писать, но и читать: писатель зарабатывал деньги тем, что читал публике лекции и отрывки из своих романов. Наверное, это было какое-то фееричное, полное чувства чтение.
А вот мой любимый факт о Диккенсе: его гардероб состоял из ярких вещей. Бархатных курток, белых шляп, цветные жилеты, а также «сногсшибательные халаты», как пишет Гилберт Кин Честертон. Хотела бы я увидеть свои глазами, как солидный мужчина эпатирует на лондонских улицах викторианской эпохи.
Франтоватый англичанин имел свои странности. Он часто впадал в транс, его посещали «видения»; он утверждал, что слышит и видит выдуманных им персонажей; и то, что его герои говорят в книгах, они говорят ему на самом деле — а он записывает каждое услышанное слово. Они даже надоедали ему, и писатель пытался скрыться от их преследований в толпе.
И личная жизнь Чарльза Диккенса не была лишена странностей и манерности. Его жена Кэтрин родила писателю 10 детей — и, как следствие, утратила свой привлекательный облик; под конец супружеской жизни Диккенс отказался делить с ней спальню и распорядился разделить комнату, демонстративно отгородив «границу» книжными полками. После скандала из-за браслета, по ошибке доставленного ей вместо молоденькой любовницы мужа, Кэтрин решилась на смелый поступок женщины того времени; она ушла от мужа и получила развод. Диккенс утверждал, что его жена стала равнодушной, но нервной; что она толстая и ограниченная, и вообще они не созданы друг для друга. Кэтрин пыталась добиться, чтобы опубликовали его письма, который муж писала ей в молодости: чтобы люди узнали, как он её любил когда-то.
Чарльз Диккенс был загадкой, при том эксцентричной; он соединил в себе меланхоличность, суеверность и поразительную творческую плодотворности. И после себя он оставил одну литературную загадку — неоконченной роман, готический детектив «Тайна Эдвина Друда». Прочитайте — вы не пожалеете.