Доброго времени суток друзья, сегодня я предлагаю поговорить об противотанковой самоходке СУ-76. А мы начинаем, начинать!
Еще в марте одна тысяча девятьсот сорок первого года, главным артиллерийским управлением Красной Армии, было принято решение о создании новых образцов самоходных артиллерийских установок.
Но нападение Нацистской Германии на Советский Союз, отложил на некоторое время запланированные работы. И только лишь через год 3 марта одна тысяча девятьсот сорок второго года, было создано специальное бюро "Самоходной артиллерии".
Одно из заданий которое было поручено спец бюро, конструкторам, заключалось в создание штурмового самоходного орудия поддержки, с орудийной 76-миллиметровой пушкой.
Выполнять его начали на Коломенском заводе No38, а так же Горьковском автозаводе. Изначально предполагалось, что новая самоходка будет использовать модифицированные шасси от легкого танка Т-70, а также будет иметь два размещенных по бокам двигателя ГАЗ и ЗИС, каждый со своей коробкой переключения передач. Так как заданной схеме соответствовал только проект Коломенского завода No38, он и был выбран в качестве основного.
Интересен тот факт, что СУ-12 рекомендовали к принятию на вооружение, в день начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом девятнадцатого ноября одна тысяча девятьсот сорок второго года.
А первые машины под индексным обозначением СУ-76, Красная Армия получила уже четырнадцатого января одна тысяча девятьсот сорок третьего года.
Фронтовые испытания самоходки СУ-76 начались в феврале, тут то и выяснилось что трансмиссия не выдерживает суровых условиях русской зимы, вследствие чего в марте производство было остановлено, а самоходные артиллерийские полки стали вооружать другими, в том числе трофейными машинами.
Тем временем конструкторы спешно переделывали СУ-76, но полностью исключить вероятность возникновения поломок, пока не смогли. Однако частям Красной Армии перед Курской битвой, срочно требовались легкие самоходки.
И в мае производство было восстановлено, а новая версия получила индекс СУ-76М. Впрочем, буква "М" в названии машины, то появлялась, то вновь исчезала. По этой причине, мы дальше ее упоминать не будем.
У Самоходного орудия СУ-76, было несколько вариантов, при чем отличие, а они порой были весьма существенными.
На пример на первых образцах самоходных орудий, присутствовала крыша боевого отделения, хотя впоследствии от нее отказались, с одной стороны, открытая рубка самоходного орудия, повышало вероятность, ранения или гибели членов экипажа, но с другой же стороны, она улучшала обзор и позволяла быстро покинуть подбитую машину.
Двигатели на модификациях самоходок СУ-76, так же имели отличия. Если первые образцы серийной самоходки имели сто сорок лошадиных сил, то последние модификации самоходки обладали уже ста семидесяти сильным мотором.
Но основные узлы конструкции, были схожи, с передним размещением моторного отделения и задним размещением боевого отделения, при этом впереди находился только механик-водитель.
Командир, наводчик и заряжающий, размещались в боевой рубке, там же находилось и основное вооружение 76-миллиметровое орудие ЗИС-3. Оно способно было поразить, все типы немецких танков, кроме Пантеры и Тигра в лобовую проекцию, да и пантера не везде была от него защищена.
В случае атаки пехоты, экипажу рекомендовалось использовать взятые с собой автоматы и гранаты, самоходное орудие СУ-76, развивало скорость по шоссе до сорока пяти километров в час, что было вполне достаточно для сопровождения своих частей.
Но в погоне за скоростными качествами, пострадали качества защищенности. Су-76 не могла похвастаться броней, ее лобовая броня только в некоторых местах 35 миллиметров брони. Впрочем, использовать новинку предполагалось на второй линии, где расстояние примерно пятьсот метров от наступающих танков или пехоты.
К сожалению срочно отправленные на фронт части самоходчиков были подчинены танкистам, а те почему-то решили, что поставленная им самоходки СУ-76, это что-то вроде танка только без вращающейся башни. Это дало в итоге, что самоходную артиллерию СУ-76, отправляли в бой, в первых рядах.
И ставя перед экипажами самоходки задачу, прикрытия своей тонкой бронёй пехоты или вообще умудрялись применять, как основное средство атаки, на хорошо защищенные позиции.
В итоге неудивительно, что летом одна тысяча девятьсот сорок третьего года, на Курской дуге, самоходки СУ-76 несли огромные потери, после этого танкисты присваивали самоходке массу обидных прозвищ, таких как, "Сучка" или "Голозадый Фердинанд" и это далеко не самые обидные и грубые прозвища.
Совсем по-другому повели себя самоходные орудия СУ-76, когда их стали применять по назначению. Например в качестве подвижных артиллерийских батарей. Тут они были просто незаменимы, ухитряясь, как накрывать вражеские позиции, так и прикрывать угрожаемые направления, от контратак Гитлеровской Германии.
К тому же, после доработки машина оказалась очень надежной и простой в управлении. Она славилась плавностью хода и низкой шумностью, а благодаря низкому давлению на грунт, обладала высокой проходимостью.
Так что летом одна тысяча девятьсот сорок четвертого года, во время операции "Багратион", самоходные орудия СУ-76, спокойно сопровождали атакующую по болотным гатям пехоту. Самоходка СУ-76, в первую очередь в тех местах, где средние танки Т-34 или другие типы бронетехники, попросту не смогли пройти.
Из этих примеров, неудивительно, что производство легких самоходок СУ-76, не прекращалась до самого взятия Берлина, причем всего было выпущено около четырнадцати тысяч штук, а на параде Победы, в Москве, первые три ряда бронетехники заняла именно эта самоходка, что свидетельствовало о ее значимости.
А на сегодня все, до новых встреч друзья. Ну, а если Вам понравилась данная статья, оцените ее пальцем в верх и/или своим комментарием, а так же не забывайте подписаться на наш канал, что бы не пропустить новые статьи. Ну а пока, пока!