Ордена в Имамате.
Единственный наместник (Мухаммеда), султан величайший и первый из возвеличенных, эмир правоверных Шамиль, да продлит всевышний Аллах его государство. Серебро с чернью и частичным золочением.
Сначала награды в армии имама Шамиля выдавались подарками: оружием, лошадьми, баранами, различными вещами, делались и денежные вознаграждения. Собственно медали и знаки отличия появились в армии Шамиля только с 1841 года, когда завершилось образование Муртазигаторов – его личной гвардии из наемных воинов. Одним из знаков отличия были круглые медали, которые имам раздавал сотенным командирам, отличившимся храбростью, поэтому на них по-арабски было написано: «За храбрость сотенному командиру». Треугольные медали получали только трехсотенные командиры, и потому надпись на них гласила: «За храбрость трехсотенному командиру». А пятисотенные командиры получали небольшого размера эполеты из кованого серебра и шелковые темляки различных цветов.
Когда в 1842 году имам Шамиль учредил в своей армии звания генералов и капитанов, то эти лица стали получать два серебряных знака отличия – полузвезды, которые, складываясь вместе, составляли орденскую звезду. Их носили по одной на каждой стороне груди. Все другие наибы и их помощники, которые назывались капитанами, получали овальные медали; помощники капитанов и старшины селений носили серебряные пластинки.
При назначении на должность командиров главной характеристикой считалась личная храбрость человека, потому должностные знаки внешне были очень схожи с овальными медалями (да и по сути своей мало отличались от них) – высшей воинской наградой у горцев. Награды в армии имама Шамиля были исключительно военными, по форме все они были одинаковыми и различались только надписями на них. Надписи, например, были такие: «Герой, опытный в боях и, как лев, бросающийся на неприятеля», «Только тот может называться храбрым, кто не думает о последствиях» и др.
Как и во всякой другой наградной системе, у имама Шамиля существовали ордена разного достоинства, но почти все они имели форму слегка выпуклой круглой пластины. Все знаки отличия изготовлялись только из серебра, некоторые из них украшались зернью, полусферами или чеканными звездами. Знаки отличия, исходившие от самого имама Шамиля, украшались еще и позолотой, которой обычно покрывали некоторые накладные детали.
На большинстве из сохранившихся наград имя награжденного не упоминается, так как чаще всего мастера изготовляли медали заранее. Только если орден предназначался для конкретного человека, на знаке отличия гравировалось его имя.
Впервые отличившийся воин получал сначала награду скромную, но обязательным элементом любой медали являлась надпись, выполненная чернью. В качестве изобразительного элемента на наградах имама Шамиля использовалась в основном шашка – оружие, которым горцы всегда пользовались в битвах. На одной из сохранившихся наград имеется изображение пистолета, на другой – изображение пистолета с шашкой, но ни разу мастера не выгравировали изображение кинжала…
Малодушные, бежавшие от неприятеля имели также свой знак отличия: им пришивалась на спине медная четырехугольная бляха. Таким же позорным знаком был цветной войлочный знак, пришиваемый на одежду к спине или к правому рукаву. Знак носился до первого отличия в бою.
Исключительным правом Шамиля было награждение только высших командиров, кроме него самого право награждать знаками отличия за воинские доблести имели и наибы. Так, например, сохранился целый ряд орденов и должностных знаков, которыми награждал своих особо отличившихся воинов наиб Даниял-Султан. На выдаваемых им орденах делалась следующая надпись: «Этот знак выдан Даниял-Султаном тому, кто проявил храбрость. 1263 г.»[57]. Сохранился и орден, выданный самому Даниял-Султану, со следующей надписью: «Этот орден нападающему. Аллах дал Даниял-Султану и его войску силу, помощь и победы».
Подробно об этом можно узнать в книге-«Ордена в Имамате Шамиля».
Наибства имамата.
В исторической литературе называется цифра 50 наибств, образованных за время существования Имамата. Основные наибства располагались на землях Северного Дагестана, населенных аварцами, и на большей части Чечни.
Наибами в разное время было свыше 150 человек, представителей разных национальностей и из разной социальной среды. Быть наибом в Имамате означало обладать незаурядными качествами без каких-либо ссылок на национальность или заслуженность тухума. Это обстоятельство выступало как консолидирующая и стабилизирующая сила в правящей элите Имамата. Все наибы были равны между собой независимо от значения управляемой ими территории.
Каждый наиб, так же как и имам, имел свою личную гвардию - муртазикатов, число которых варьировалось от 100 до 300 человек.
Наибы в своем большинстве были проводниками реформаторской политики Шамиля. Благодаря им, в частности, была осуществлена военная реформа. Английская писательница Лесли Бланч приводит в своей книге «Сабли рая» слова пленного русского офицера, долго прожившего в Имамате, что наибы были «цементным раствором, укрепляющим стены каменной крепости».
У Шамиля было много прославленных наибов. Вот имена некоторых из них:
Мухаммад Амин Гонодинский, Ахбердил Мухаммад из Хунзаха, Даниял Бек, султан Элисуйский, Кади Мухаммад Чамалальский, Талгик Аргунский, Идиль Веденский, Дуба Вашенодоронский, Гамзат Чантинский, Батуко Шатоевский, Эски Хулхулинский, Сааду Мичикский, Хаджияв Каратинский, Хаджи-Мурат Хунзахский, Кибит-Магома Телетлинский, Байсунгур Беноевский, Газияв Андийский, Шахмардан-Хаджияв Чиркеевский, Ахмад Автуринский.
Армия Шамиля.
В 1841 году имам Шамиль поручил чеченцу Юсуфу-хаджи реорганизовать армию горцев. Было разработано специальное положение. Все мужское население Имамата, способное носить оружие, от 15 до 50 лет считалось военнообязанным. Армия состояла из регулярных войск и ополчения.
В армию — «низам» — выставлялся один человек от каждой семьи. В случае необходимости защиты селений проводилась тотальная мобилизация (в основном добровольная) всех способных носить оружие. Почти всегда и женщины выходили на оборонительные позиции, выполняя не только вспомогательные обязанности, но и нередко сражаясь наравне с мужчинами.
Некоторые селения и общества в Дагестане были освобождены от воинской обязанности. Военные силы разделялись на три рода войск: кавалерию («феварис»), пехоту («мешшат») и артиллерию, со своими начальниками. Численное соотношение пехоты и кавалерии было как пять к семи. По переписи, проведенной Юсуфом в 1841 году, в Имамате насчитывалось 65 тысяч боеспособных мужчин.
Была организована и гвардия — муртазеки ( муртазекъ ). Муртазеки выставлялись по 1 всаднику с полным вооружением от каждых 10 хозяйств. Гвардия набиралась только в Чечне и состояла из отборных воинов. Гвардия , как и ополчение, разделялась на десятки, сотни, пятисотки и тысячи, во главе которых находились известные военачальники. Рядовые муртазеки в случае призыва ополчения становились десятниками над ополченцами.
Муртазеки проявляли исключительное мужество в боях. Они клялись: «Умрем, но не убежим от врагов в газавате». Шамиль питал к ним большое доверие. Царские военачальники предпочитали встречу в бою с несколькими тысячами ополченцев, чем с несколькими десятками муртазеков. Не было случая, чтобы муртазеки сдались живыми в плен.
Муртазеки посвящали себя караульной или кордонной службе и занимали караулы по всей границе Чеченской области. За свою службу они первоначально получали по одному рублю и по десяти мер хлеба с каждых десяти домов на человека. Впоследствии, из-за разорения жителей Чечни от беспрерывной войны, Шамиль уменьшил плату муртазекам, и они стали получать по одному рублю и по восьми мер хлеба с каждых двадцати домов. Численность муртазеков составляла в разные периоды от 600 до 900 человек.
Тактической единицей боевой силы был «альф» — полк из тысячи человек. Каждый полк делился на два батальона или эскадрона — «хамсамиа». В каждом батальоне было по пяти рот («миа»), состоявших из 100 человек. Рота состояла из двух взводов («хамсин»), а взвод — из пяти капральств («амара»). Начальники этих подразделений назывались «раисульальф» (тысячник), «раису-хамса-миа» (пятисотенник), «раису-хамсин» (пятидесятник), «раису-амара» (десятник). Офицеры назывались по-европейски генералами, полковниками и капитанами.
Каждый отдельный начальник имел особый значок на древке, каждый полк имел свое знамя.
Шамиль желал обмундировать муртазеков. Рядовые муртазеки должны были иметь желтые черкески и зеленые повязки на черных папахах, начальники их — черкески из черного сукна, повязки на черных папахах также зеленые. Знаком отличия впоследствии служил и цвет повязки. Повязки имама и мюридов имели белый цвет, наибов — желтый, пятисотенных — пестрый, десятников — красный (муфтии, кадии и муллы носили повязки зеленого, а хаджи — коричневого цвета).
Для отличия звания наибы и командиры носили на правом плече, выше патронников-газырей серебряные пластинки в виде круга, разделенной двумя параллельными кругами на три части. В первом и большем отделении помещалась кругом по-арабски надпись: «Если ты предаешься войне, то малодушие в сторону. Терпи все ее невзгоды: нет смерти без предопределения». В четырех местах второго круга, по двум перпендикулярным диаметрам, писались первые два символа исламской веры: «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад — его пророк». Наконец, в центральном круге писалось звание командира.
На знаках остальных лиц обозначалось только одно звание, а самые знаки состояли: для сотенного командира из серебряной доски, имеющей вид пололуния, нижняя часть которого имела вид выгнутой линии или лука, для пятидесятника — треугольная доска с тупыми вогнутыми углами, а для десятника — продолговатый медный прямоугольник, с оконечностями вроде фестонов.
К числу чинов, жалуемых Шамилем, принадлежали звание пятисотника, сотника и десятника.
За заслуги и храбрость Шамиль установил чины, ордена и знаки различий. Ордена носились на левом плече.
Армия Имамата — низам — состояла из 15 тысяч человек, в том числе 6 тысяч конницы. С ополчением Шамиль мог одновременно выставить до 40 тысяч бойцов. Однако самое большое войско, которое во время войны Шамиль выставил в одном направлении в походе на Грузию в 1854 году, составляло 12 тысяч человек.
В войсках имама Шамиля была установлена железная дисциплина, основанная на письменном уставе («низам»). Регулярно проводились сборы ополчения, во время которых производился осмотр снаряжения и наличие личного состава. За найденные во время осмотра или в другое время табак или спиртные напитки провинившийся воин жестоко наказывался (к примеру, трубку или табак подвешивали за бечевку к носу, в котором выбивали отверстие).
Смертью наказывались нарушение приказа командира в бою, мародерство, предательство, трусость. Имам Шамиль социальной справедливостью, жесткими мерами и словом убеждения сумел добиться того, что чеченцы, привыкшие к своеволию, начали беспрекословно подчиняться ему, превратившись в непобедимую военную касту, сплоченную единой верой, жесточайшей дисциплиной и доверием к своим руководителям.
Была налажена также служба государственной безопасности. Это были более уважаемые в народе люди, пользующиеся доверием Шамиля. Называли их «мухтасибами». В их ведении находился контроль за наибами и другими исполнительными органами. Борясь против взяточничества, мухтасибы руководили также разведкой и контрразведкой. Обо всех нарушениях закона наибами мухтасибы докладывали лично имаму.
Особым подразделением были телохранители Шамиля. Всего в штате их было 200 человек. Они носили бурку, черную черкеску, белую повязку, имели по 4 пистолета, шашку, кинжал, ружье. За исключением вооружения, внешне, одеждой, имам мало отличался от своих телохранителей.
Никто не мог подойти близко к Шамилю без ведома и предварительного представления через телохранителей. Они становились полукругом сзади Шамиля, держа над головой его ружья и пистолеты с взведенными курками, направленные на представляющегося.
На выезде в окружении телохранителей впереди имама ехал «якуб» (палач, головосек) с секирой, периодически восклицая — «Наместник пророка!», на что телохранители вторили основной формулой мусульман — «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его!»
Телохранители Шамиля состояли в основном из чиркеевцев (аварцев) и чеченцев. В Дагестане имама сопровождали чеченцы, а в Чечне — аварцы. Все они были преданы имаму и связаны обетом верности ему.
Армия Шамиля была многонациональной. В ней служили чеченцы, дагестанцы, кумыки, ингуши, ногайцы, татары, арабы, турки, осетины, черкесы, поляки, русские, украинцы, казаки, грузины, армяне.
Из русских у Шамиля был составлен целый пеший батальон до 700 человек, несколько артиллерийских команд, саперные и строительные команды. Русские офицеры, служившие у Шамиля, были на конях. Жили они в столице Ведено.
Казаки служили в кавалерии Шамиля среди чеченцев. Особенно прославились своей отвагой в Кавказскую войну командир диверсионного чеченского отряда казак из станицы Наурской Алпатов (в честь него названо селение в Наурском районе Чечни), гребенской казак Корчагин и солдат Беглов.
Русские, казаки, украинцы пользовались неограниченной свободой в Имамате и всеми правами граждан (уздений) горского государства. Многие из них приняли ислам, обзавелись семьями.
Полная свобода вероисповедания была и для христиан. К примеру, казаки-старообрядцы с позволения Шамиля построили в Ведено старообрядческий скит, где вместе со своим священником отправляли религиозные обряды.
Русские солдаты до конца сохранили верность Шамилю. В Гунибе — последней твердыне Шамиля, они составляли треть его защитников.
За короткий срок Шамилем была создана такая сильная армия, что в сражениях с ней терпели поражения в течение двух десятков лет лучшие полководцы и армии России. Тактика горцев, оружие, форма, методы войны были взяты впоследствии и на вооружение русской армии, внесли свои новшества в мировое военное искусство.