Найти тему
сергей степанов

Построение стратегии российского государства на одном лишь противостоянии с США, да еще и без учета реальных внутренних возможно

Выступление президента РФ Владимира Путина на дискуссионном клубе "Валдай" стало самым главным политическим событием минувшей недели.

На этот раз тема встречи была заявлена как "Мировой порядок: новые правила или игра без правил?". Президент говорил много и достаточно жестко, из-за чего многие эксперты поспешили сравнить валдайскую речь Путина со знаменитой мюнхенской 2007 года.

Насколько это действительно так, сказать достаточно сложно. Дело в том, что нынешняя Россия, если смотреть на ее экономическое и политическое положение и Россия 2007 г. отличаются друг от друга достаточно сильно.

Подавляющее большинство наблюдателей называют валдайское выступление Путина антиамериканским. В то же время, "антиамериканизм" российского президента, в большей степени сводится к неприятию им исполняемой США роли мирового жандарма. В связи с чем Америке предлагается либо поделиться своими "жандармскими" функциями с другими странами, либо оказаться в состоянии экономической, политической и культурной войны со всем миром. Или, если быть более точным, со странами, в последнее время, значительно упрочившими свои позиции в мире, к числу которых безусловно относится Россия.

Путин дает понять, что мир подошел к развилке, за которой должен последовать либо "новый глобальный консенсус ответственных сил", либо сохранение прежних правил, со всеми вытекающими из этого последствиями.

"Глобальный консенсус", судя по всему, должен будет заключаться в разделении нынешнего американского мирового лидерства между несколькими странами и их альянсами и объединениями. При этом, вспоминая о визите Шарля де Голля в Москву в 1966 г. и советско-французский воздушный полк "Нормандия-Неман", а также говоря о "Веймарском треугольнике" - Германия, Франция, Польша, - Путин намекает на возможность союзничества России и Европы в "войне" против США.

Не прямым, но при этом, явно выраженным предложением к альянсу видятся заявления о том, что Россия "не претендует на какое-то глобальное лидерство", не будет создавать противостоящие Западу блоки и "втягиваться в обмен ударами", не "пытается восстановить какую-то свою империю" и не "покушается на суверенитет своих соседей".

Говорит ли валдайская речь Путина о том, что Россия намерена изменить свое положение в мире, а быть может и способствовать более масштабным и глобальным переменам?

Безусловно, да. Последние события, в центре которых оказывалась Россия, свидетельствуют о том, что старт глобальным переменам уже дан. Теперь, как видно со слов Путина, Россия будет пытаться определиться с союзниками в своих делах, и, прежде всего, в усиливающемся противостоянии США.

Надо признать, что здесь у РФ есть определенные перспективы. Недовольство США в мире растет, причем не только среди развивающихся стран, но и среди некоторых государств Европы.

С другой стороны, валдайское выступление Путина указало также и на ряд слабых мест в занимаемой им позиции. При определенном стечении обстоятельств они могут помешать реализации задуманного.

Так, президент в своем выступлении почти ничего не сказал о состоянии отечественной экономики. Возможно, это связано с тем, что похвастаться здесь особо нечем. Вместе с тем именно это будет определять, сможет ли Россия на равных конкурировать с другими желающими стать одним из полюсов мирового влияния.

Совершенно неочевидно, что к борьбе России с США присоединятся и недовольные европейские страны. Несмотря на имеющееся недовольство в ряде стран, общий менталитет жителей Европы ближе к американскому, нежели к российскому. Таким образом, о создании некого антиамериканского единого фронта с участием европейских стран говорить сегодня не приходится.

Самым, пожалуй, серьезным слабым местом в путинской риторике стало нежелание обращать внимание на перемены, активно протекающие сегодня в тех же Соединенных Штатах. Так, в частности, в последнее время США активно меняют мировое представление о себе, как о стране с постиндустриальным экономическим укладом.

Напомним, что сегодня США активно идут к новой индустриализации. Вывезенные ранее в Китай и другие страны производства снова возвращаются на родину. Поэтому представление о Соединенных Штатах, как о государстве, живущем исключительно благодаря эмиссии мировой валюты - доллара - уже не соответствует действительности. Это, в свою очередь, заставляет взглянуть на США несколько иным взглядом. Однако Путин явно упускает этот момент.

Все вместе это говорит о том, что построение стратегии российского государства на одном лишь противостоянии с США, да еще и без учета реальных внутренних возможностей страны, может оказаться весьма рискованным ходом. По крайней мере, скорого появления многополярного мира не гарантирующим.