Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального произведения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падают снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному.
Русский композитор Игорь Стравинский в 1910 году написал балет "Жар Птица". Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице.
Поганый танец Кащея» из балета «Жар-птица»
Музыка, раскрывающая сказочный образ Кощея.
У композитора М.П. Мусоргского был друг художник Виктор Гартман, который неожиданно умер в молодом возрасте. Чтобы почтить его память, организовали выставку, где были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, наброски. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в картины друга, он захотел запечатлеть его «картинки» в музыке. Так появился фортепианный цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 номеров: «Прогулка» - тема зрителя, объединяет пьесы «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».
По эскизу часов в виде домика на курьих ножках Мусоргский, пустив свою фантазию в полет, создал сказочный образ Бабы-Яги.
«Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского
Ответьте на вопрос.
Описывает ли музыка образ Бабы Яги. Какими тембральными, мелодическими и динамическими оттенками воспользовался композитор?
Композитор Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой – смешной и страшной – изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.
А вот как описал музыку пьесы Д. Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на одном месте, потом движется, подскакивая, или внезапно нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…».