Из апрельского выпуска журнала - энциклопедии "SciAbout". Подписывайтесь на нас в Дзене, чтобы не пропустить новые статьи.
Общее:
Dragon - это свободно летающий космический корабль, предназначенный для доставки грузов и людей по орбитальным направлениям. В настоящее время это единственный космический корабль, способный возвращать значительные количества грузов на Землю. В настоящее время Дракон несет груз в космос, но он был разработан с самого начала для перевозки людей. Первый демонстрационный полет в рамках Программы коммерческого экипажа НАСА стартовал 2 марта 2019 года в 2:49 по восточному времени. Космический корабль Dragon успешно состыковался с космической станцией с опережением графика в 6:02 по восточному времени 3 марта 2019 года, став первым американским космическим кораблем в истории, который автономно состыковался с Международной космической станцией.
Конкуренты:
Аналогичными проектами являются:
Федерация (RU)
Orion (USA)
Starliner (CST-100) (USA)
Гаганьян (INDIA)
Обзор корабля
Космический корабль Dragon способен перевозить до 7 пассажиров на орбиту Земли и с нее, а также за ее пределы. Герметичная секция капсулы предназначена для перевозки как людей, так и экологически чувствительных грузов. По направлению к основанию капсулы и внутри носового конуса находятся двигатели Draco, которые позволяют осуществлять маневрирование на орбите.
Ствол дракона не только несет негерметичный груз, но и поддерживает космический корабль во время восхождения. Сундук остается прикрепленным к Дракону, пока незадолго до его возвращения в атмосферу Земли.
- ДИАМЕТР
4 м / 13 футов - РОСТ
8,1 м / 26,7 фута - ОБЪЕМ КАПСУЛЫ
9.3m 3 / 328ft 3 - ОБЪЕМ БАГАЖНИКА
37m 3 / 1300ft 3 - ЗАПУСТИТЬ ПОЛЕЗНУЮ НАГРУЗКУ МАССЫ
6000 кг / 13 228 фунтов - МАССА ВОЗВРАТА
3000 кг / 6 614 фунтов
Костюм для полётов
Разработанный компанией SpaceX, каждый индивидуально подобранный костюм предназначен для создания среды под давлением для всех членов экипажа на борту Dragon в нетипичных ситуациях, таких как разгерметизация кабины. Этот костюм также направляет системы связи и охлаждения к космонавтам на борту во время регулярного полета. Дополнительные функции включают в себя следующее:
▪ 3D-печатный шлем скафандра
▪ Перчатки с сенсорным экраном
▪ Огнестойкий внешний слой
▪ Защита слуха при подъеме и повторном входе
▪ Единая точка соединения между костюмом и автомобилем
▪ Ползунки для пятки, крепящие ступни к подставке для ног
Астронавты
В пятницу, 3 августа 2018 года, НАСА объявило о первых четырех астронавтах, которые запустят на борт Crew Dragon (также известный как Dragon 2) международную космическую станцию в рамках программы коммерческих экипажей NASA , которая вернет возможности полета человека в космос в Соединенные Штаты. Впервые со времени запуска программы "Спейс шаттл" в 2011 году.
После первой демонстрационной миссии SpaceX без людей на борту Crew Dragon, которая прошла в ноябре 2018 года, Боб Бенкен и Даг Херли будут первыми двумя астронавтами НАСА, которые полетят на космическом корабле «Дракон». Эта миссия была намеченная на апрель 2019 года, планировался вылёт из исторического стартового комплекса 39A в космическом центре имени Кеннеди во Флориде НАСА с астронавтами на борту Crew Dragon на ракете Falcon 9. Миссия не состоялась.
После того, как демонстрационная миссия Crew Dragon с экипажем, всё таки, будет завершена, Виктор Гловер и Майк Хопкинс будут первыми двумя астронавтами НАСА, которые отправятся на борт Crew Dragon на Международную космическую станцию для длительной миссии. Эта миссия ознаменует первую оперативную миссию экипажа SpaceX в соответствии с нашим текущим контрактом на перевозку коммерческих экипажей с НАСА.
Пока Dragon готовится нести людей впервые, космический корабль продолжает совершать регулярные рейсы на Международную космическую станцию, перевозящую грузы в соответствии с контрактом SpaceX на коммерческие службы доставки с НАСА. В настоящее время «Дракон» - единственный космический корабль, способный доставлять значительные количества грузов на Землю.
А вот ещё фотографии:
История проекта
Впервые корабль представлен 30 мая 2014 года Илоном Маском.
16 сентября 2014 года компания SpaceX с проектом Dragon V2 и Falcon 9 стала одним из двух победителей конкурса в рамках подпрограммы Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap) и получила контракт от NASA на сумму 2,6 миллиарда долларов США для завершения разработки корабля и его сертификации для полётов к МКС. Контракт включает в себя до шести (2 гарантированные) коммерческих полётов по смене экипажа МКС с 4 астронавтами на борту.
28 февраля 2017 года компания объявила, что собирается использовать Dragon V2 для туристических полётов с облётом Луны. Первый полёт с двумя туристами на борту планировался на конец 2018 года, ожидалось, что на транслунную орбиту корабль будет выводиться ракетой-носителем Falcon Heavy. В феврале 2018 года SpaceX отказалась от сертификации Falcon Heavy для пилотируемых полётов в пользу многоразовой системы BFR.
В июне 2019 года компания Bigelow сообщила о планах доставки космических туристов на Международную космическую станцию в ходе четырёх запусков космического корабля Crew Dragon. В сентябре 2018 года компания уже выплатила изначальный взнос SpaceX и намерена начать проводить эти полёты после завершения в NASA программы тестирования и сертификации корабля для пилотируемых полётов. Каждый из 4 полётов доставит до 4 туристов на МКС, для пребывания сроком 1-2 месяца.
В феврале 2020 года, компания Space Adventures сообщила о соглашении со SpaceX по миссии для 4 космических туристов на корабле Crew Dragon. Данная миссия не подразумевает стыковку с МКС, вместо этого планируется полёт корабля на орбите высотой в 2-3 раза выше орбиты станции. Миссия ожидается между концом 2021 и серединой 2022 года и продлится до пяти дней.
В марте 2020 года компания Axiom Space, которая планирует создание и запуск модулей для коммерческого сегмента Международной космической станции, сообщила о подписании контракта со SpaceX, подразумевающего коммерческую миссию корабля Crew Dragon. Полёт ожидается во второй половите 2021 года, на борту будут находится профессиональный астронавт компании Axiom и 3 космических туриста. Планируется, что миссия продлится 10 дней, 8 из которых экипаж будет находится на станции
Схема полёта корабля
Тестирование
Испытание проведено 6 мая 2015 года на стартовой площадке SLC-40, мыс Канаверал. Испытуемый Dragon V2 взлетел со стенда, имитирующего верхнюю часть ракеты-носителя Falcon 9. Все 8 двигателей SuperDraco работали в течение 5,5 секунд, затем при достижении апогея в 1187 м был отсоединён грузовой отсек, через несколько секунд были выпущены 2 тормозных, а затем и 3 основных парашюта. Корабль приводнился через 99 секунд после запуска на расстоянии в 1202 м от стартовой площадки. Внутри корабля находился испытательный манекен с многочисленными датчиками, во время аварийного полёта максимальные перегрузки составили 6 g. Dragon V2 достиг скорости 160 км/ч за 1,2 секунды, максимальная скорость составила 555 км/ч.
Система управляемой посадки
В мае 2014 года компания SpaceX анонсировала планируемую программу испытаний прототипа корабля (кодовое название DragonFly) с целью отработки процесса управляемого приземления с использованием двигателей SuperDraco. В Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) был отправлен подробный план программы для получения соответствующих разрешений.
Испытания планировалось проводить на испытательном полигоне SpaceX в МакГрегоре. Программа была рассчитана на 2 года, до 30 проводимых испытаний ежегодно:
- Propulsive Assist — сбрасывание корабля вертолётом с высоты 3 км, раскрытие парашютов, посадка на двигателях (5 секунд работы двигателей) — 2 испытания;
- Full Propulsive Landing — сбрасывание корабля вертолётом с высоты 3 км, посадка только на двигателях (5 секунд работы двигателей) — 2 испытания;
- Propulsive Assist Hopping — взлёт с земли, раскрытие парашютов, посадка на двигателях (25 секунд работы двигателей) — 8 испытаний;
- Full Propulsive Hopping — взлёт с земли, зависание в воздухе, посадка только на двигателях (25 секунд работы двигателей) — 18 испытаний.
В октябре 2015 испытательный образец корабля Dragon V2 был доставлен в МакГрегор. Этот же корабль использовался при испытания системы аварийного спасения (Pad Abort Test).
24 ноября 2015 года проведено испытание с 5-секундным зависанием корабля в воздухе, в рамках процесса сертификации системы посадки, проводимой NASA по программе Commercial Crew Program. Восемь двигателей SuperDraco работали с суммарной производимой тягой около 145 кН, 1/4 от максимальной тяги корабля.
Планировался переход с парашютной посадки на управляемую после её сертификации, но в июле 2017 года Илон Маск подтвердил, что компания отказалась от управляемой посадки корабля Dragon 2 с использованием двигателей SuperDraco, так как сертификация данной системы для пилотируемых полётов потребует огромных усилий. Другой причиной послужило то, что компания отменила миссию корабля Red Dragon, который должен был использовать эти же двигатели для посадки на Марсе.