Найти тему
Татьяна Волкова

Как расшифровывается SOS?

Наверняка каждому известна аббревиатура SOS. Этот сигнал бедствия используется в радиотелеграфной связи на международном уровне. «Спасите наши души» – распространенная расшифровка данного сигнала, однако так ли это?

История возникновения и расшифровка До ХХ века на судах использовался CQD – код бедствия того времени. И лишь в 1906 в радиотелеграфной связи был предложен международный сигнал SOS. В Берлине 7 февраля этого года подписали особую статью. В соответствии с ней суда, которые терпят крушение, должны использовать радиотелеграф для подачи сигнала «…—…». При этом, сигнал должен повторяться через короткие промежутки.

-2

Азбука Морзе, русский и английский алфавит До момента появления привычного сигнала почти в каждой стране были свои знаки оповещения. А до того, как было изобретено радио, моряки применяли аудиосигналы или же визуально привлекали внимание – использовали колокола, флаги, сигнальные огни и прочее. Затем производители радиостанций стали предлагать и использовать свои собственные сочетания кодов бедствия: SOE, CQD, NC. На Международной радиотелеграфной конференции, проходящей в 1906 году в Германии, были собраны представители 29-ти стран. Они отдали голоса за сигнал бедствия SOS. Почему же нельзя было дальше использовать сигнал CQD? Все просто – SOS короче и проще для слухового восприятия. Тем более, его нельзя было спутать с сигналом CQ, который имел самое разное предназначение (к примеру, приглашение к проведению сеанса связи). Интересный факт: сигнал SOS просуществовал почти столетие и только в 1999 Международная морская организация заменила его на GMDSS, что является автоматической системой оповещения. Вопреки распространенному мнению, SOS не расшифровывается, как «Спасите Наш Корабль» или «Спасите Наши Души». Сочетание букв – случайное, и выбрано оно для того, чтобы легко распознавать сигнал на слух. Также оно быстро запоминается.

Первые случаи использования SOS Многие считают, что самый первый случай использования сигнала бедствия SOS – это «Титаник». На самом деле, это неправда и данный случай является приблизительно восьмым. Также есть и другое утверждение – сигнал SOS дал пароход «Славония», который потерпел крушение в 1909 неподалеку от Азорских островов. Однако к тому времени еще использовался код CQD. Наиболее вероятное первое применение SOS случилось в том же 1909, когда 11 августа пароход «Арапаоэ» сбился с курса. Судно потеряло ход и начало дрейфовать в направлении Джексонвилла. Сигнал своевременно приняли и корабль спасли. Интересный факт: SOS не используют в голосовой связи. Вместо него подается в качестве сигнала слово «Mayday». В 1910 пароход «Кентукки», находясь возле мысов Вирджинии Кейпс, получил пробоину и течь. Сигнал бедствия был передан, и его приняло судно «Аламо», которое в дальнейшем и оказало помощь. В 1911 в США в штате Вирджиния произошло столкновение двух судов. Прежде чем одно из них затонуло, был подан SOS, что и спасло людей утопающего парохода. В 1911 крейсер «Ниобея», принадлежащий Канаде, из-за сильного тумана столкнулся с берегом и также дал сигнал бедствия. 3 декабря этого же года неподалеку от Вирджинии столкнулись два судна – пароход «Дороти» и военный угольщик «Стерлинг». Капитан угольщика передал сигнал, но все-таки смог спасти судно, посадив его на мель. SOS зафиксировало несколько кораблей.

Сигнал SOS поступил от судна «Онтарио», который в 1912 направлялся в Бостон из Балтимора. По пути произошло возгорание. На код откликнулись катера и буксиры. Сигнал бедствия SOS, вопреки распространенному мнению, не имеет определенной расшифровки. Не смотря на то, что сигнал был заменен на GMDSS, он до сих пор применяется в критических ситуациях – о SOS все знают.

Взято из интернета.