Выражение «Башня из слоновой кости» иносказательно означает область высоких устремлений, далёких от суетного мира и его забот.
Этот оборот нам известен по таким устойчивым словосочетаниям как «удалиться в башню из слоновой кости», «запереться в башне из слоновой кости» и применяется, прежде всего, к людям творческих профессий.
Откуда пошло это выражение и какие значения имеет давайте выяснять вместе.
В Третьей Книге Царств говорится о доме из слоновой кости, который был построен царём Ахавом.
Цитата:
«Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских».
Толкование отмечает, что вероятней всего из слоновой кости были сделаны лишь некоторые орнаменты дворца, но даже с такой оговоркой он представлял собой верх роскоши.
Здесь же, в Третьей Книге Царств отмечается и существование трона из слоновой кости царя Соломона. Цитата:
«И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом».
Слоновая кость была дорогим материалом. В Израиль его ввозили сначала из Сирии, потом из Африки. Резные изделия, облицовочные материалы и украшения из слоновой кости были нередки в Израиле, хоть и стоили дорого. В ветхозаветные времена слоновая кость, изделия и постройки из неё символизировали богатство и красоту.
Упоминания о слоновой кости в этом же смысле мы встречаем и в Книге пророка Амоса. Цитата:
«И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь».
Или вот ещё:
«Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших».
Пророк Амос обличает жизнь израильских вельмож в роскоши и беспечности и возвещает наказание Израилю за это.
Выражение «башня из слоновой кости» мы встречаем еще в одной ветхозаветной книге — Песнь Песней Соломона, в главе, где описывается красота невесты: «Шея твоя — как столп из слоновой кости».
Считается, что выражение стало распространённым в светской среде благодаря французскому критику 19 века Шарлю Огюстену де Сент-Бёву.
В сборнике «Размышления об искусстве», говоря о творчестве писателя Альфреда Виктора де Виньи, в литературных произведениях которого звучат мотивы одиночества, страдания и желания отгородиться от реального мира, Сент-Бёв пишет (цитата):
«А более таинственный Виньи до наступления полудня возвращался в свою башню из слоновой кости».
Сам же Сент-Бёв, вполне возможно, заимствовал это словосочетание из католической молитвы к Богородице, где «башней из слоновой кости» называется Пресвятая Дева Мария, как символ чистой, светлой красоты и отрешённости от всего мирского.
Сегодня выражение «башня из слоновой кости» мы употребляем в двух значениях. В первом, как символ полной изоляции, отстранённости от реальных жизненных проблем. Во втором оно описывает творческую позицию творческого человека, оторванную от жизни, основанную на индивидуализме.
Прослушать программу можно здесь: https://radiovera.ru/bashnja-iz-slonovoj-kosti.html