Найти в Дзене
Виктор Черкесов

Тигр II "КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР"

Panzerkampfwagen VI Ausf. B "Tiger II" или "Королевский тигр" (нем. Königstiger) — немецкий тяжёлый танк Второй мировой войны. Всего выпущено 489 танков. Последний серийный тяжёлый танк нацистской Германии.
История создания
В годы 2-й мировой войны немецкое танкостроение сотрясала не столько конкуренция между фирмами и налёты англо-американских бомбардировщиков, сколько "подковерные игры" между
Оглавление

Panzerkampfwagen VI Ausf. B "Tiger II" или "Королевский тигр" (нем. Königstiger) — немецкий тяжёлый танк Второй мировой войны. Всего выпущено 489 танков. Последний серийный тяжёлый танк нацистской Германии.

История создания

В годы 2-й мировой войны немецкое танкостроение сотрясала не столько конкуренция между фирмами и налёты англо-американских бомбардировщиков, сколько "подковерные игры" между высшим армейским командованием, Управлением вооружений и Танковым комитетом, руководителем которого в 1941 году был назначен доктор Фердинанд Порше, имевший огромное влияние на А. Гитлера. Тем не менее, влияния и огромного конструкторского опыта оказалось недостаточно, чтобы "протолкнуть" свои разработки в серийное производство.

Наиболее ожесточенной получилась борьба вокруг программы 45-тонного тяжелого танка, где машина VK 45.01 (H) фирмы Henschel, даже при наличии огромного количество технических недостатков, всё равно оказалась лучше VK 45.01 (P). Танк фирмы Porsche оказался слишком сложным в производстве (два двигателя, электрическая трансмиссия) и тоже "грешил" массой конструктивных дефектов, что закономерно привело к прекращению работ над ним, а заказ на 200 танков аннулировали – удалось собрать всего два прототипа и семь танков с электротрансмиссией, а также один танк с экспериментальной гидротрансмиссией.

Возможность взять быстрый реванш представилась Ф. Порше в августе 1942 года, когда Управление вооружений разработало техническое задание на разработку танка, который в обозримой перспективе смог бы заменить "Tiger". В числе основных требований фигурировало усиление бронирования и использование 88-мм орудия с длиной ствола 71 калибр. Инженеры фирмы Porsche пошли путем наименьшего сопротивления, взяв за основу шасси, силовую установку и трансмиссию от VK 45.01 (P). Впрочем, корпус и башню разработали заново – они получили рациональные углы наклона бронелистов. Впоследствии для этой машины, получившей официальное обозначение VK 45.02 (P) и фирменное Porsche Typ 180 с башней в передней части корпуса и Typ 181 с задним расположением башни, было разработано еще несколько вариантов с различной силовой установкой, гидромеханической трансмиссией и расположением боевого отделения в кормовой части корпуса. В общем, уже на ранней стадии проектирования стало понятно, что и этот танк получится слишком сложным и дорогим. По итогам испытаний прототип Порше вновь был отклонён. Основной причиной являлась сложная электрическая трансмиссия танка, требовавшая большого количества дефицитных материалов (в частности - меди).

Практически аналогичное направление выбрал конструкторский коллектив фирмы Henschel, под общим руководством Эрвина Адерса. От проекта VK 45.01 (H) сохранилась лишь ходовая часть с шахматным расположением опорных катков, в то время как все остальные элементы были спроектированы заново. Проект Адерса же был в принципе одобрен, и в январе 1943 года контракт с фирмой "Хеншель" был подписан. В частности, была выбрана схема бронирования с наклонным расположением бронелистов, при общем увеличении их толщины. Всё это привело к значительному росту боевой массы и потребовало провести дополнительные работы по уменьшению удельного давления на грунт. 18 сентября 1942 года был готов проект танка VK 45.02 (H). Однако Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения, применённые фирмой MAN в разрабатывавшемся параллельно проекте танка "Пантера II". В первую очередь это было продиктовано желанием добиться определённой степени унификации этих машин. Проект танка пришлось несколько доработать, и этот процесс затянулся на полгода. В итоге второй проект фирмы "Хеншель" - VK 45.03 (H) - был готов только к осени 1943 года, а в октябре был изготовлен его прототип.

Однако к этому моменту, когда проект Порше был отклонён, для его модели уже было изготовлено 50 башен. Башни Порше отличались обтекаемой формой и основанием командирской башенки, выступавшим за боковую стенку. Эти уже изготовленные башни было решено использовать для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. Таким образом, первые "Королевские тигры" всё-таки получили кое-что и от Порше. В дальнейшем (с июля 1944 года) танки оснащались новой башней Адерса упрощённой конфигурации, но с большей толщиной брони в лобовых деталях.

С фирмой Хеншель сначала был заключён контракт на производство трёх опытных экземпляров, а затем в октябре 1943 года — на поставку ещё 176 танков. Первый опытный экземпляр V1 сошёл с конвейера в октябре 1943 года, а первые серийные танки были выпущены в январе 1944, и в июне этого года начали поступать в танковые батальоны. Производство танков постоянно задерживалось в связи с союзническими бомбардировками или нехваткой материалов, так что до окончания производства в марте 1945 года было выпущено, по разным оценками, от 479 до 489 "Тигров II".

-2

Боевое применение

Первым танки "Tiger II" получил 503-й тяжелый танковый батальон (Schwere Panzer-Abteilung 503), который был сформирован в конце 1942 года и на протяжении следующих полутора лет воевал на Восточном фронте, пройдя нелёгкий путь от Ростова до болот Белоруссии. Во второй половине апреля 1944 года батальон, из-за потери практически всей материальной части, был отозван с фронта и получил новую технику. Впрочем, танки "Tiger II" поступили только в 1-ю роту – всего в ней насчитывалось 11 машин с башней Porsche и одна с башней Henschel. Две другие роты оснащались модернизированными танками "Tiger" с усиленным бронированием крыши башни и мелкими конструктивными доработками. Все танки несли циммеритовое покрытие.

Батальон предполагалось вновь отправить на Восточный фронт, где летом 1944 года было развернуто новое советское наступление, однако "внезапная" высадка союзников в Нормандии заставила изменить эти планы. Для усиления бронетанковой группировки 503-й батальон был придан 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии и направлен в район города Кан, где велись тяжелые бои с британскими войсками. Первой боевой операцией с участием "Tiger II" стало блокирование прорыва у г.Коломбель – в боевом столкновении с британскими танками "Sherman" немцам удалось подбить и уничтожить 12 машин противника, однако уже 18-го июля позиции батальона подверглись массированному налёту союзной авиации, что привело к первым крупным потерям. Немало машин также вышло из строя по техническим причинам, из-за чего некоторые танки были использованы в роли неподвижных огневых точек. Наиболее широко распространена сейчас серия фотографий, на которых изображен “Tiger II” с башней Porsche и номером 11 на башне - эта машина применялась именно в таком качестве и впоследствии была брошена экипажем.

Сражение на территории Франции обернулось для немцев утратой столь значительного количества танков и САУ, что заводы некоторое время не могли справиться с восполнением потерь. Тем не менее, в конце июля сильно потрёпанную в ходе боёв 3-ю роту отправили в Майли ле Камп и также переоснастили танками "Tiger II". В общей сложности было получено 14 новых машин, из которых 12 имели башни Porsche. Рота в скором времени вернулась на фронт, но на общее положении дел это практически сказалось – вновь потеряв почти всю технику 503-й батальон пришлось отправить в тыл и переформировать, но на этот раз от смешанного состава отказались.

В декабре 1944 года, имея в наличии 45 танков "Tiger II", батальон прибыл в Венгрию. Здесь немецким танкистам была уготована участь принять участие в нескольких попытках контрнаступления в районе озера Балатон (о них будет рассказано чуть ниже), которые завершились полным окружением и уничтожением 6-й танковой армии. По всей видимости для повышения боевого дух и унификации названий 22-го декабря 503-й батальон был переименован в Pz.Abt «Feldhernhalle» и включен в состав одноименного танкового корпуса, который оборонял Будапешт. Город был хорошо укреплен и только в Пеште (восточной части венгерской столицы, куда было переброшено несколько танков этого соединения) имелось 6 концентрических линий обороны, первая из которых проходила по каналу Ракоши. Особо ожесточенным был штурм Буды, последние защитники которой пошли на прорыв вечером 11-го февраля 1945 года – из 25.000 человек и нескольких десятков единиц техники удалось прорваться не более 800 солдатам и офицерам.

В этом плане экипажам "Tiger II" сильно повезло, поскольку их своевременно вывели из города и держали в резерве. На момент последнего немецкого наступления "Fruhlingserwachen" ("Пробуждение весны") батальон располагал 33 боеспособными танками, хотя впоследствии их число несколько уменьшилось. Общее количество танков "Tiger II", имевшихся в составе группы армий "Юг" на 5-е марта 1945 года составляло 104 единицы (Division SS "Tottenkompf" – 6, 501 s.Pz.Abt – 31 (и ещё 6 "Tiger" находились в ремонте), 509 s.Pz.Abt – 36, 506 Pz.Jag.Abt – 6, Pz.Abt "Feldhernhalle" - 26), а всего удалось собрать 303 танка всех типов. Советская сторона имела больше танков, но тяжелых ИС-2 имелось только 47, так что в определенном плане вермахт имел абсолютное преимущество.

Наступление началось ранним утром 6-го марта 1945 года, но в отличии от январских операций фактор внезапности отсутствовал. Более того, советские части заранее подготовились к обороне и умело распоряжались резервами. Достаточно сказать, что за первые двое суток боёв у канала Шарвиз и г.Калоз 1965-й и 1966-й артполки заявили о подбитии и уничтожении 54 танков, САУ и БТР противника, но и сами потеряли 20 орудий. Не менее удачно действовали экипажи 209-й сабр, которые 10-го марта, при отражении немецких атак, подбили 3 "Tiger II".

-3

Атаки продолжались до 15-го марта включительно, когда вермахт полностью исчерпал наступательный потенциал, сумев лишь незначительно потеснить советские войска на некоторых участках фронта. Только по данным командования 3-го Украинского фронта за период немецкого наступления было уничтожено 324 и подбито 332 танка и самоходных орудия, включая венгерские. В целом, это близка действительности, поскольку на сохранившихся фотографиях, сделанных в районе озера Балатон во второй половине марта, максимальный номер, оставленный трофейной командой, имеет значение 355 с учетом бронетранспортеров (учитываем также, что немцы смогли эвакуировать часть подбитой техники). В это число входят 28 танков "Tiger II", как уничтоженных, так и захваченных в почти неповрежденном состоянии или брошенные экипажами. Несмотря на не слишком удачное завершение боевой карьеры 503-й тяжелый танковый батальон, за всё время своего существования, заявил об уничтожении 1700 танков и около 2000 орудий противника.

Очередным соединением, которое получило на оснащение танки "Tiger II' стал 505-й тяжелый танковый батальон (Schwere Panzer-Abteilung 505). Переоснащение на новую технику было проведено в августе 1944 года, причем часть прежней матчасти предварительно передали другим батальонам. С новыми "Tiger II" 505-й батальон снова отправился на Восточный фронт, где вёл упорные бои на территории Литвы, Польши и Восточной Пруссии. В частности, осенью 1944 года танки были задействованы при подавлении Варшавского восстания, а в октябре они приняли участие в боях под Неммерсдорфом.

Потери в этот период были достаточно высокими и если бы не пополнения, 505-й батальон прекратил бы своё существование уже в первой половине 1945 года. Например, на 1-е декабря 1944 года из 29 танков в строю имелось 11, 18 находилось в ремонте, а суммарные потери со времени получения первых "Tiger II" составили ещё 18 машин. Далее ситуация развивалась по сценарию "от плохого к худшему". По состоянию на 15-е января батальон располагал 44 танками (27 в ремонте), а на 5-е февраля из 30 машин в боеспособном состоянии не было ни одного! Если верить зарубежным источникам, то большая часть техники была уничтожена собственными танкистами, поскольку безвозвратные потери с февраля составили только 17 танков. Впрочем, уже на 15-е марта в составе 505-го батальона числилось всего 2 танка (оба в ремонте), а потери за последний период составили ещё 30 "Tiger II". Боевая карьера этого соединения завершилась в Пиллау, где остатки личного состава сдались советским войскам.

Как и многие другие соединения этого типа 506-й тяжелый танковый батальон (Schwere Panzer-Abteilung 506) проходил переформирование несколько раз. Едва получив в начале 1944 года модернизированные танки "Tiger", как уже к августу почти все они были потеряны, а батальон вновь отправился в тыл и был оснащен танками "Tiger II", большинство из которых имело циммеритовое покрытие.

В сентябре 1944 года 506-й батальон перебросили в район Остербека, а затем под Арнем. На этом участке фронта немцы пытались сдержать наступление союзников, но в итоге танки заняли оборону под Аахеном, где держались почти месяц. Потери были весьма существенные и в октябре на пополнение прибыло 14 машин. В связи с тем, что события здесь приобрели весьма специфический характер, в состав 506-го батальона была введена 4-я рота, которая по факту являлась автономным подразделением и действовала как "Feuerwehr" ("пожарная команда"). На момент своего создания она называлась sPzKp. "Einzats Dunkirchen", но ещё в тренировочном лагере в Падеборне из неё сформировали sPz.Erzats und Ausbildungs Abt.500, который был оснащен 14 танками "Tiger" (уже после переброски на фронт, 19-го сентября, батальон переименовали в sPz.Kp."Hummel" по имени его первого командира). Официально это рота была включена в 506-й батальон 19-го сентября 1944 года и вместе с ним приняла участие в Арденской операции.

Новое пополнение из 13 "Tiger II" батальон получил только в марте-апреле 1945 года, но другие 13 машин так и не достигли этого соединения. В последние месяцы войны, так и не имея полного состава 506-й батальон принимал участие в оборонительных боях на территории Германии, пока его немногочисленные уцелевшие танки не были окружены в районе Рура и сданы союзникам.

На редкость короткой получилась история с танками "Tiger II", попавшими в состав 507-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 507), который в конце февраля 1945 года практически остался без материальной части. Первые четыре машины были получены 4-го марта, но следующие 11 доставили только к 22 марта, причем ещё по 3 машины были переданы из состава 510-го и 511-го тяжёлых танковых батальонов. Таким образом, из 21 танка удалось собрать только 2-ю и 3-ю роты, но даже в неполном составе батальон отправился на Западный фронт.

-4

В ходе отражения наступления союзников на территории Германии 507-й батальон не смог полностью реализовать свой боевой потенциал, хотя в ряде случаев имели место очень удачные бои. Так, 30-го марта 1945 года, танки 3-й роты устроили засаду оперативной группе 3-й американской танковой дивизии и в результате боя потери противника составили 17 танков М4, 17 бронетранспортёров, 3 грузовика, 2 джипа и 1 истребитель танков M36 (погиб также командир дивизии генерал-майор Роуз). Собственные потери составили всего три "Tiger II".

Впрочем, в течении двух следующих недель батальон лишился всех тяжелых танков. Если на 5-е апреля в его составе числилось 12 машин, то уже на 11-е апреля не осталось ни одного "Tiger II". Часть машин пришлось взорвать, другие же были просто брошены экипажами из-за неисправностей и отсутствия топлива. Остатки батальона отправили в Миловице и, перевооружив разнотипной техникой (PzKpfw IV, "Hetzer", зенитная самоходка Ostwind), отправили на подавление Пражского восстания. Здесь добиться успехов тоже не удалось и в течении 11-12 мая 1945 года оставшийся личный состав отошел на запад и сдался американцам.

Наверное, самым неудачливым из всех стал 501-й тяжелый танковый батальон (Schwere Panzer-Abteilung 501), боевая карьера которого оказалась на редкость насыщенной. Это соединение формировалось во Франции и в конце 1942 года было отправлено в Тунис, где итало-немецкие войска отбивались от союзников. Несмотря на неблагоприятную обстановку и сложности со снабжением экипажам PzKpfw VI "Tiger" и более старых PzKpfw III удалось нанести противнику огромные потери, но в марте 1943 года уцелевшая материальная часть батальона досталась союзникам в качестве трофеев.

Спустя несколько месяцев 501-й батальон был сформирован заново и отправился теперь уже на Восточный фронт, где в период с декабря 1943-го по начало июля 1944 года его танки вели тяжелые бои на территории Белоруссии. Очередным переломным моментом стало летнее советское наступление на этом участке фронта. Хотя оно не было неожиданным, удар оказался настолько сильным, что немецкая оборона попросту треснула сразу в нескольких местах. Батальон откатился от Орши до Молодечно, где после потери последних машин оставшийся личный состав отправился в Ордурф. Здесь, согласно приказу №30433\44 от 7-го июля 1944 года, провели его очередное переформирование.

На этот раз батальон получил новейшие танки "Tiger II" в количестве 45 штук, которые прибыли в течении 25-го июля – 7-го августа 1944 года. Впрочем, уже 5-го августа, начинается его переброска под Баранов (Польша), но пока без танков 1-й роты. Во ходе 50-км марша многие машины выходят из строя, но это не мешает немецкому командованию передать неполный батальон в распоряжение 16-й танковой дивизии. Первый бой "Tiger II" в районе местечек Оглендув и Шидлов очень хорошо описан в статье "Очередной блин комом" из 6-го номера журнала "Танкомастер" за 1999 год, поэтому подробно остановимся лишь на его самых значительных моментах.

Тяжелые танки "Tiger II" немецкое командование собиралось использовать в качестве "тарана", который должен был сокрушить оборонительные порядки советский частей на Сандомирском плацдарме. На станции Консуполь 501-й батальон прибыл 9-го августа суммарно имея в своём составе 40 танков (по 20 PzKpfw IV и "Tiger II"). Во время первого марша до населенного пункта Хмельник, где находился штаб 16-й дивизии, из строя вышло 10 машин. Частично их удалось ввести в строй, но уже на следующий день, после 2-км марша до Шидлува, по техническим причинам вышло из строя ещё несколько танков, так что в строю осталось всего 11 боеспособных машин. Бронетанковые силы РККА были представлены 6-м гвардейским танковым корпусом, сильно потрепанным в предыдущих боях: 9 боеспособных Т-34-76 имелось в 53 гв.тбр., 11 танков Т-34-76 и 4 Т-34-85 - в составе 51-й гв.тбр, а также 11 тяжелых танков ИС-2 и 1 танк ИС-85 в составе 71-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка. Кроме того, имелась сильноая артиллерийская и авиационная поддержка. Атака немцев началась ранним утром 13-го августа - имеющиеся силы были разделены на групп, которые атаковали с разных направлений, однако тяжелым танкам пришлось двигаться по песчаному грунту, что в значительной мере усугубило их положение. Со своей стороны, советское командование организовало танковые засады, где "первую скрипку" сыграли Т-34-85. Вскоре после этого продвинувшиеся вперед "Tiger II" попали в "огневой мешок", причем огонь по ним теперь вела не только артиллерия и "тридцатьчетверки", но и танки ИС-2. К исходу дня, в районе местечек Сташув и Шидлув, войсками 6-го гв.тк было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 13 из которых были "Tiger II". Но самым неприятным было то, что советские войска захватили три совершенно исправные машины с башенными номерами 102, 234 и 502. Интересно, что танки 102 и 502 относились к достаточно редкой командирской модификации (предположительно SdKfz 267), а последний из них был просто брошен своим экипажем на окраине Оглендува, как только здесь советские войска. После такого фиаско командир батальона фон Легат, допустивший фатальные тактические ошибки, был снят с занимаемой должности, а заменил его майор Саемиш. Понеся значительные потери оставшиеся танки были отведены на новые рубежи.

Сентябрьские бои 1944-го года тоже не стали особо успешными для 501-го батальона. Находясь в подчинении у командования XXXVIII танкового корпуса, пытавшегося остановить продвижение советских войск по польской территории, танкисты из 3-й роты понесли особо тяжелые потери. Тем не менее, за счет прибытия танков из 509-го батальона и пополнения на 1-е октября количество боевых машин удалось довести с 29 до 36, а на 1-е ноября имелся 51 действующий танк в обоих батальонах.

В декабре бои принимают более позиционный характер, что благотворно отражается на количественном составе материальной части, а 24-го числа батальон получает номер 424 (Schwere Panzer-Abteilung 424). В начале января 1945 года, когда советские войска развернули новое крупное наступление, батальон снимают с выгодных позиций и бросают на "латание дыр" в обороне. Бои вновь предстояло вести на местности, не благоприятствовавшей действиям тяжелых танков, но хуже всего было то, что в первые дни после передислокации танкисты не получали никаких конкретных приказов от вышестоящего командования. Тем не менее, 13-го января под Лисовом предпринимается контратака с участием всех боеспособных танков 424-го батальона. Немцы утверждали, что в течении дня экипаж обер-лейтенанта Обербрахта уничтожил около 20 советских танков, прежде чем был подбит сам, а 2-я рота доложила о 7 уничтоженных Т-34. В то же время, несколько "Tiger II" увязли в болотистой местности и ещё три танка (номера 202, 221 и 334) вышли из строя по техническим причинам. Войдя в Лисов 424-го батальоноказался под массированным огнём противотанковых орудий и тяжелых танков ИС-2. Шансов на успех в этой операции у немцев практически не было и к исходу дня остатки батальона вернулись на прежние рубежи.

Вплоть до начала февраля 424-й батальон, получивший в качестве пополнения 2 Pz.Kpfw.V "Panther", 3 Pz.Kpfw.IV и несколько "Hetzer", пытался сдержать советские войска в районе городов Линден, Зедлиц и Мамслау. Впрочем, уже 12-го февраля выходит приказ о расформировании батальона, причем большая часть его личного состава направляется в 512-й батальон истребителей танков (Schwere Panzer Jager Abteilung 512) и лишь экипажи 3-й роты остались в Падеборне в ожидании дальнейших приказов.

Апрель 1945-го года ознаменовался тяжелыми боями на территории земли Севреный Рейн-Вестфалия в условиях постоянного отступления, в ходе которого остатки 3-й роты (два "Tiger II", одна "Panther" и один Pz.Kpfw.IV) под командованием обер-лейтенанта Буша держали оборону на линии Падеборн-Зальцкоттен. В ходе последнего боя, потеряв один "Tiger II" с экипажем оберфельдфебеля Бевинга, рота была вынуждена отойти к городу Хёкстен, где сдалась союзникам.

502-й тяжелый танковый батальон (Schwere Panzer-Abteilung 502) получил свои "Tiger II" лишь в ноябре 1944 года, причем новые танки не заменили полностью более ранние "Tiger". Это соединение смешанного состава отправляется в Восточную Пруссию, где на начало января 1945 года сложилась критическая обстановка. В период с конца января по апрель батальон ведёт тяжелейшие бои против советских войск, несколько раз оказываясь рассеченным на части и попадая в окружение. Тем не менее, урон противнику наносился весьма существенный, при том, что "тигры" использовались небольшими группами по 2-5 машин.

В зарубежных источниках указывается, что одним из наиболее успешных стал бой 13-го апреля под Норгау, где боевая группа Кершера, состоявшая всего из двух танков, в первой половине дня уничтожает 20 советских танков, после обеда – ещё 15, а в довершение "разгрома" было заявлено о 12 подбитых СУ-100! В общей сложности, на 20 апреля, командование батальона заявило о 102 уничтоженных танках противника. На следующий день Кершер рапортовал об уничтожении ещё 21 танка, доведя личный счет до 100 побед (вообще приключения этот "чудо-танкиста" заслуживают отдельной монографии). Оставим на совести немцев эти победные реляции, но отметим, что в ходе боёв в Восточной Пруссии потери советских войск в бронетехнике были действительно очень большими. Последние бои 502-й батальон провел в районе Кенигсберга, капитулировав перед советскими войсками 9-го мая 1945 года. Вместе с тем, 3-я рота успела получить 31-го марта восемь новых "Tiger II", проведя несколько боёв в южной части Гальцевских гор и распущенная 19-го апреля у Тале.

-5