10 апреля 1963 года в Атлантическом океане вместе со всем экипажем затонула американская атомная подводная лодка «Трешер».
Самая современная, на тот момент, боевая подводная лодка ВМС США, с регистрационным номером SSN-593, получила название «Трешер» («Морская лисица»). Это была самая первая субмарина из серии 30-ти, планируемых к строительству. Строительство продлилось 38 месяцев и стоило налогоплательщикам 60 миллионов долларов. Спуск на воду произошёл в 1960 году. «Трешер» — одна из первых подлодок-истребителей, предназначавшихся для охоты на советские подводные лодки. Высокая подводная скорость (свыше 55 км/ч), большая глубина погружения (свыше 330 метров), обтекаемые формы, новейшие ракето-торпеды Subroc, причем, единственный установленный, на то время, боевой комплект. Теоретически, не всплывая, «Трешер» мог преодолеть 200 тысяч километров, то есть совершить пятикратное кругосветное путешествие. Гордость и краса подводного флота Америки!
И пусть, уже за первый год эксплуатации, на этом подводном корабле было выявлено свыше 850-ти неисправностей и недоработок, для «головных», то есть, первых в серии кораблей, это — вполне «обычная история» , что для американских, так и для советских. И чаще всего, красавица «Трешер», находилась — в доках и на стапеле, а не бороздила океаны.
10 апреля, после 9 месяцев ремонтных работ и исправления технических неисправностей, лодка завершала двухдневное плавание, в плане которого был и тест погружения на максимальную глубину. Сопровождал субмарину специальный катер «Скайларк», выполнявший страховочно-спасательную, в случае чего, миссию. На катере находилась группа водолазов, которые могли выполнять работы на глубине до 30 метров.
9 апреля субмарина осуществила несколько погружений на глубину до 290 метров и к утру 10 апреля, пройдя континентальный шельф, вышла в район впадины, где глубина Атлантического океана резко возрастает, от 300 до 2400 метров. «Трешер» ушёл под воду в 07:47 по местному времени. Через час с лишним преодолел 330-метровую глубину. Вскоре, капитан лодки сообщил на катер: «Есть некоторые проблемы. Угол положительный... вертикаль... Пробую продуть... Буду информировать». В 9:17 пришло последнее неразборчивое сообщение, о его точном содержании до сих пор идут споры. Затем на «Скайларке» зафиксировали треск ломающихся отсеков корпуса подлодки.
На «Трешере» находились 129 военных моряков и гражданских лиц. Глубина океана в районе погружения была настолько велика, что помощь поврежденному умолкшему «Трешеру» исключалась полностью. Главнокомандующему ВМС США — адмиралу Джорджу Андерсону, оставалось сделать заявление, что лодка погибла. С этого момента 129 человек считались погибшими, а не пропавшими, что гарантировало их семьям выплату денежных компенсаций. Они были выплачены родственникам подводников молниеносно — в тот же день! Потрясение от этой катастрофы, которое испытали американцы, узнав из СМИ произошедшее, сопоставимо с реакцией на гибель шаттла «Челенджер» в 1986 году.
По мнению исследователей, гибель «Трешера» привела к... бурному развитию американской Лунной программы! Конгрессмены, возмущенные гибелью дорогущей гордости ВМС, добились перераспределения бюджета подводного кораблестроения в сторону космоса. Это позволило СССР «догнать и перегнать» США под водой, а астронавты США, вскоре, высадились на Луне.
Дальнейшие поиски продолжались в течение 1963-1964 годов и завершились найденными обломками корпуса. Была определена принадлежность «Трешеру» обнаруженных деталей, атомный реактор «Трешера» до сих пор не найдем. Радиационный фон в районе катастрофы в норме, что позволяет предполагать, что аварии реактора не произошло. В акте комиссии по расследованию причин гибели «Трешера» указано: «...Полученные данные не позволяют определенно утверждать, что же в действительности произошло с подводной лодкой».
Гибель подводная лодка «Трешер» стала первой в истории катастрофой атомной субмарины.
Вам хорошего дня и без происшествий!
Подпишитесь на канал Факт дня и получайте интересный факт ежедневно! Здесь я пишу о том, что интересно мне самому.