Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О необходимости соблюдения установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению загрязнения недр и гидроминер

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2020 г. по делу № А50-24935/2019

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Административного органа о необходимости соблюдения установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки Административный орган установил факт размещения Обществом грунта с высоким остаточным содержанием нефтепродуктов в карьере для целей проведения рекультивационных работ (восстановления плодородного слоя почвы). При этом требования и обязательные мероприятия по предотвращению загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов при проведении работ, связанных с пользованием недрами, Обществом соблюдены не были.

Полагая, что указанная деятельность может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов, Административный орган выдал Обществу предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1.Статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, с наложением административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  •  на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения порядка, установленного требованиями по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

2.Согласно абзацу 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Таким образом, недра представляют собой часть природной среды, которая представляет собой пространство под земной поверхностью, заполненное органическими и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком или газообразном состоянии, в простейших структурах или в сложных соединениях.

Под недрами следует понимать часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных нужд путем извлечения (отделения) или размещения подземных сооружений, хранения соответствующих веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. Граница между недрами и поверхностью (землей) как самостоятельными объектами права исключительной государственной собственности должна проходить там, где использование земной толщи в качестве недр не влечет отрицательные последствия для землепользования, а использование ее в качестве поверхности не наносит вреда недрам.

3.Суд отметил, что охрана недр представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, предотвращающих нерациональное использование недр и их порчу, обеспечивающих соблюдение принятого порядка ведения работ по изучению, освоению и использованию ресурсов недр и создающих благоприятные условия для обеспечения минимизации потерь и нарушений природных ресурсов на используемом участке недр.

4.Учитывая, что Обществу вменяется в вину нарушение установленных требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которые могут вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, суд отклонил довод Общества о том, что оно не является пользователем недр.

При этом суд отметил, что в указанном случае имеет место фактическое размещение грунта с высоким остаточным содержанием нефтепродуктов, которое может привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов.

В частности, обнаруженная концентрация нефтепродуктов в используемом Обществом материале существенно превышает указанные нормативы, что свидетельствует о нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать их загрязнение.

На основании изложенного, суд указал, что завершение работ по рекультивации земельного участка в\путем восстановления плодородного слоя почвы привозным природным материалов не исключает вредного воздействия на недра и гидроминеральные ресурсы материалов с высоким содержанием нефтепродуктов.

Резюме суда:

Восстановление плодородного слоя почвы привозным природным материалом (рекультивация карьера грунтом) с высоким остаточным содержанием нефтепродуктов не обеспечивает показатели качества рекультивации, не исключает вредного воздействия на недра и гидроминеральные ресурсы, что является основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 КоАП РФ.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Золотарь Ксения