Найти тему
Евгений Сметюх

Дуализм: Мэри Поппинс возвращается и Кристофер Робин.

Логика нам говорит "этого не может быть!", а мифологическое сознание говорит "а вдруг?" Марина Галина, "Автохтоны".

Тенденция к съёмке всяческих сиквелов, приквелов, ремейков и прочих вариаций на тему не нова и уходит глубоко в историю (насколько она вообще глубока) кинематографа. Не избежали этого и разнообразные диснеевские "сказки", особый интерес к этому создатели проявляют условно с 2010 года, с момент когда Тим Бёртон выпустил свою версию всем известной "Алисы в стране чудес". После этого было снято довольно много фильмов подобной тематики, среди них были и откровенно ненужные, как, например, "Красавица и Чудовище" и "Щелкунчик и четыре королевства", но также довольно интересные как "Дамбо" вышеупомянутого Тима Бёртона. Однако, зачастую они не выходят за рамки оригинальных историй и ограничиваются привнесением современных технологий в старые добрые, всеми любимые истории. Каждому поколению своя "Золушка", судя по всему, однако, на фоне всего этого выбивается из общей канвы две картины, о которых и пойдёт речь.

Оба фильма, и "Мэри Поппинс возвращается", и "Кристофер Робин" повествуют о повзрослевших детях-героях сказок, когда-то повстречавших волшебных созданий и теперь, уже во взрослой жизни, полной сложностей и откровенной печали, снова столкнувшихся с ними же. Сходства добавляет ещё и место действия — Лондон, место довольно мрачное, если судить по этим фильмам, от мрачности которого можно сбежать лишь либо волшебный лес графства Восточного Эссекса, либо же в миры созданные мановением руки Мэри Поппинс. Суть этих миров одна, они — выдумка детской фантазии, не зря сам Винни-Пух и, например, Иа-Иа, выглядят как самые настоящие игрушки (ими они и являются), просто ожившие, а вот Сова и Кролик нарисованы вполне реалистически, очевидно, Кристофер Робин просто встретил этих животных когда-то в лесу и с тех пор они стали неотъемлемой частью его выдуманного мира.

Изначально я не знал об этом факте, по тому, как персонажи выглядят в фильме, я предположил, что не все они были "реальными" игрушками, так оно и оказалось на самом деле.
Изначально я не знал об этом факте, по тому, как персонажи выглядят в фильме, я предположил, что не все они были "реальными" игрушками, так оно и оказалось на самом деле.

Сходство обоих картин очевидно, но самые интересные моменты именно в различии. Мэри Поппинс метафорически представляет взрослый тип личности, она смотрит на всё с точки зрения разума, логичности и здравого смысла, её кредо, по её же словам, "сейчас или никогда" в отношении того, что нужно сделать. Винни-Пух наверняка мог бы перенять этот девиз, только в его случае в отношении собственных ежеминутных желаний, собственно, это и представляет из себя позицию ребёнка. Обе эти психологические части имеют очень важное значение, именно этим и обосновано появление этих персонажей в жизни семей, которые переживают не лучшие времена. Мэри Поппинс появляется вполне закономерно в момент когда детям, Аннабель, Джону и Джорджи, необходимо повзрослеть, стать серьёзнее, ответственнее — эти изменения легко считываются в течении фильма. Винни же приходит не к дочери Кристофера Робина, Мадлен, а к нему самому, ведь именно он нуждается в помощи, именно он погрузился в работу слишком сильно, теряя бесценное время, которое стоило бы проводить с семьёй, просто наслаждаясь с жизнью и именно в этом пафос появления Винни-Пуха в его жизни.

При первом же появлении Мэри Поппинс отчитывает детей за неосторожность и это можно было бы посчитать проявлением родительского типа личности, но она делает это в констатационной форме.
При первом же появлении Мэри Поппинс отчитывает детей за неосторожность и это можно было бы посчитать проявлением родительского типа личности, но она делает это в констатационной форме.

Антагонисты обоих фильмов выглядит калькой друг на друга: они оба представители власти, представители системы, безжалостной, прагматичной, даже жестокой но так же и неотъемлемой части жизни большого города. Разница между ними условна — один представитель банка, которому задолжал Майкл Бенкс, другой владелец компании, от которого зависит Кристофер Робин. Всё это очень попахивает критикой капитализма, его беспощадности к отдельным личностям и свободам и это было бы вполне справедливо, ведь в конце оба "злодея" одолены с помощью обычных человеческих и семейных ценностей, но — что мне кажется особенно необычным, — справедливость торжествует не сама по себе, а эгоистичные бюрократы терпят поражение от рук вышестоящего начальства. Концовки обоих фильмов в этом плане мне кажутся несколько смазанными, как будто создатели оправдываются перед самой капиталистической системой, реабилитируя её по-быстрому. Но это идеологическая болтовня, которая не является особо важной в этих фильмах. А вот оформление, то, как всё выполнено в этих двух картинах, как, впрочем, и в любом кино, гораздо важнее, чем то, о чём они. Так, Винни-Пух постоянно сыплет на первый взгляд нелепыми, на второй взгляд остроумными, а на третий — гениальными, фразами: "бывает, когда куда идёшь, подождёшь, и куда-то придёт к тебе", "говорят, время всё поправит, а я вот сам поправляюсь", "ясно одно — не ясно" и т.д.

—Наиглупейшее объяснение! — говорит Кристофер Робин. —Ооо, спасибо! — соглашается Винни.
—Наиглупейшее объяснение! — говорит Кристофер Робин. —Ооо, спасибо! — соглашается Винни.

Мэри Поппинс в языковом плане несколько отстаёт, хотя и у неё есть что выделить ("ничего очень ёмкое слово, включает в себя всё на свете"), но в случае с ней гораздо больший упор сделан на картинку, и тут речь даже не о костюмах и/или декорациях, а про общую стилистику подачи. То Мэри Поппинс с детьми погружается в ванную как будто на дно океана, то оказываются в "Фарфоровой стране", и это ещё более показательно, этот мир выглядит как глазурь на керамической чаше, хотя рисовка этого эпизода довольно однозначно нас отсылает к классической мультипликации Дисней. Ещё один показательный момент игры с самой картинкой на экране это встреча с кузиной Мэри Поппинс, Топси, в её загадочном жилище, которое буквально перевёрнуто кверху ногам.

В мире Мэри Поппинс мы время от времени как бы заглядываем из реалистического повествования в абстрактное или мультипликационное пространство.
В мире Мэри Поппинс мы время от времени как бы заглядываем из реалистического повествования в абстрактное или мультипликационное пространство.

Ещё один довольно яркий момент этих фильмов: отношение к сверхъестественному. Обе представленные картины вполне можно отнести к магическому реализму, в рамках этих миров и Мэри Поппинс, и Винни-Пух удивляют окружающих людей, для которых магия не является нормой. Однако, при этом, для них это лишь из ряда вон выдающиеся вещи, может, даже форс-мажорные, но не более, — мол, не было раньше магии, теперь есть, и что с того? Они могут поражаться увиденным чудесам, но не более. Например, Кристофер Робин удивляется появлению Винни, даже сначала сомневается в собственном здравомыслии, однако почти сразу начинает относиться к нему не как к дивному существу, а лишь как к обузе, отвлекающей от важных дел, — в этом и стилистика магического реализма, где все сверхъестественные вещи интегрированы в мир и вполне органично в нём существуют.

По итогу, конечно же, и "Кристофер Робин", и "Мэри Поппинс возвращается" это семейные фильмы, пропагандирующие ценности гуманизма и дружбы, а также прочие общие места для любой киносказки. Сюжет прост и понятен, но тут никакой проблемы нет — красота такого кино именно в оболочке, в том, как нам показаны и рассказаны эти истории, в художественных приёмах, которые были использованы для подачи.