Сегодня поговорим о сцеплении. Чтобы понять, для чего оно нужно и как работает, нужно ознакомиться с устройством двигателя и коробки передач. Об этом мы уже говорили в предыдущих статьях (ссылки в конце).
Начнем с того, что двигатель запущен и имеет в себе вращательную энергию. Вся эта энергия сосредоточена на маховике, который представляет собой вращающийся диск. Рядом находится коробка передач, которая жаждет эту энергию заполучить. Между этими двумя элементами как раз и находится сцепление. Но что же оно сцепляет? Сцепление сцепляет между собой диск двигателя и диск коробки передач.
Если педаль сцепления не нажата, то эти диски всегда скреплены между собой, и машина стоит на месте, только благодаря наличию в КПП нейтральной передачи. То есть, крутящий момент передаётся из двигателя в коробку передач, но там и остается. Поскольку не выбрана ни передача вперед, ни назад, энергия в коробке просто есть и ждёт, пока нам понадобится.
Теперь представим, что мы хотим начать движение. Нам нужно поставить первую передачу с помощью ручки кпп, но, так как вращение уже находится в коробке, нам это не удастся. Значит, подачу вращения от двигателя надо кратковременно прекратить. Для этого и служит педаль сцепления. Нажимая на неё, мы фактически размыкаем связь между двигателем и коробкой, и вращение остается в двигателе. Теперь мы можем менять передачи и манипулировать с коробкой, как нашей душе угодно. Когда нужная передача будет вставлена, нам снова понадобится соединить двигатель с коробкой, и для этого мы отпустим педаль сцепления.
Стоит также отметить, что диски сцепления могут проскальзывать друг относительно друга, при плавном отпускании педали. Таким образом обеспечивается постепенная равномерная передача крутящего момента. Без этой функции случился бы резкий удар в момент, когда быстро вращающийся диск встречается с неподвижным.
Теперь, логически, мы понимаем, что если бы в коробке передач не было бы нейтральной передачи, то на неподвижной машине с заведённым двигателем, нам бы пришлось всё время удерживать педаль сцепления нажатой для отсоединения двигателя. Потому что двигатель крутится, а колёса нет, и мы хотим, чтобы так и оставалось.
Это основной принцип, который нужно усвоить из сегодняшнего урока. Сцепление находится между двигателем и коробкой. Когда педаль нажата, двигатель и кпп разъединены. Когда педаль не нажата, они всегда соединены. Если мы не хотим бесполезно держать педаль сцепления нажатой, то можем выбрать нейтральную передачу и отпустить педаль, тогда коробка и двигатель будут соединены, но машина останется неподвижно стоять, так как “нейтраль” ничего не делает.
Именно работа с педалью сцепления вызывает у начинающих водителей наибольшее количество проблем. Это не удивительно, ведь сцепление, по сути, управляет важнейшим звеном. Оно позволяет водителю контролировать технику, а не наоборот. Поэтому работе со сцеплением будет посвящена отдельная статья, так что подпишитесь, чтобы не пропустить. На сегодня это всё, спасибо за внимание и до завтра.
Статья "Зачем двигатель в машине?"
Статья "Зачем нужна коробка передач?"