Роман «Пандемоний» («Pandemonium») стал первым серьёзным произведением фантаста Дэрила Грегори (Daryl Gregory). Книга была опубликована в 2008-м году, а уже в 2009-м завоевала премию «IAFA William L. Crawford Fantasy Award». Несмотря на то, что лучшей работой данного автора, исходя оценок на сайтах, посвящённых фантастике, является «The Devil's Alphabet», «Пандемоний» также
представляет интерес для читателей.
Первое, о чём стоит упомянуть — это об издательской аннотации к «Пандемонию». Ознакомившись с ней, предполагаешь, что тебя ждёт бойкое повествование в стиле комиксов «Marvel», "насыщенное" драками, юмором и не слишком изысканными сюжетными поворотами. Но ожидания ошибочны — это тот нередкий случай, когда аннотация на 99% не соответствует книге.
Сначала поговорим о достоинствах «Пандемония». Книга читается быстро, повествование действительно захватывает. Читатель буквально погружается в атмосферу происходящего. Реально интересно, чем же всё закончится. Есть несколько затянутых моментов, но это простительно, так как эти моменты служат переходом между динамичными сценами.
Сюжет (который резко отличается от аннотации) довольно оригинален: с одной стороны современная американская жизнь, люди, внезапно ощущающие себя героями комиксов или древних легенд и не только ощущающие — сущности будто вселяются в них, с другой — отсылки к работам психиатра Карла Юнга с его архетипами, бессознательным, «Красной книгой». И всё это достаточно хорошо спаяно между собой.
Персонажи «Пандемония» получились весьма яркими и харизматичными. Возможно, Грегори не создал глубоких многогранных личностей, не раскрыл героев до конца. Например, с религиозными взглядами главного женского персонажа — Мариэтты, далеко не всё ясно, хотя она и преподносится автором, как служитель некоего тайного культа. Но всё же у Грегори получилась пёстрая компания, следить за приключениями которой весьма увлекательно.
Теперь о недостатках. Но перечислить их безапелляционно не получается — всё зависит от "целей" читателя. Если он хочет просто "скоротать вечерок" за захватывающим, но простеньким чтивом — всё в порядке и «Пандемоний» вполне для этого подходит. Но вот если читатель настроен серьёзно…
Думается, главная проблема «Пандемония», в том, что автор не смог полностью реализовать собственную идею, не довёл её до логической завершённости.
Остаётся больше вопросов, чем ответов: фактически, кроме личности (истинной личности) основного персонажа, читатель ничего не узнаёт — ни природу демонов, ни причины их появления в нашем мире. Остаётся больше вопросов, чем ответов: фактически, кроме личности (истинной личности) основного персонажа, читатель ничего не узнаёт — ни природу демонов, ни причины их появления в нашем мире.
Также есть слабо проработанные сюжетные линии. Особенно разочаровывают перипетии вокруг организации под названием «Лига людей». То, что сначала "презентуется" практически как краеугольный камень повествования (одна только экзотическая внешность руководителя «Лиги» Штольца чего стоит), безжалостно "сливается" автором за пару страниц. Или тема с «глазом Шивы», открытием доктора Рама и хирургической борьбой с одержимостью — так и не ясно, важны ли для автора все эти сюжетные ходы или нет.
Любовная линия. Она как бы (именно "как бы") присутствует, но своеобразно — это скорее магнетизм между героями. Влечение Мариэтты к главному герою (правда, к какой из сущностей, большой вопрос), их близость — этот порыв автором безусловно обоснован, но возможно лучше бы было без него, поскольку на дальнейший ход событий он не влияет.
В целом же есть ощущение о запланированном автором продолжении, которое свет так и не увидело. Жаль, ведь несмотря на неплохую развязку, хотелось бы получить авторские ответы на все возникшие вопросы.