Журналист Андрей Королев написал небольшой текст, пытаясь представить, каким был наш город до революции. Вот что он пишет:
«Сначала Верхнеторговая площадь была местом для торговли с телег и открытых прилавков. В начале XIX века здесь появились первые крытые лавки, вскоре встал вопрос о строительстве торгового комплекса. В результате, Гостиный двор был построен в 1820–1836 годах по проекту петербургского архитектора А.И. Мельникова, у него было 56 каменных наружных и столько же внутренних мест для торговли. Интересно, что в 1858 году все эти места были отданы торговцам в потомственное пользование за небольшую единовременную плату. Здесь торговали мануфактурой, хлебом, овощами, мясом, рыбой, молоком, птицей, кожей, железом, одеждой и обувью. Магазин Тюрина и Лебедева предлагал разнообразную посуду – от самой простой до дорогих сервизов.
Жаловались уфимцы на непролазную грязь на Верхнеторговой площади, по этому поводу любят вспоминать, что на одной из центральных улиц города в XIX веке утонула лошадь. Какие уж тут карсты. Вот как описывал обстановку Гостиного двора Михаил Сомов, опубликовавший в «Оренбургских губернских ведомостях» свои записки «Описание Уфы»:
«Вообще, торговая площадь представляет далеко не красивый вид. Деревянные лавочки, окружающие гостиный двор, и внутри его находящиеся, по местам наваленные бревна, навоз, остающийся после базарного дня, и непроходимая грязь в ненастье – вот ее отличительные черты. В двадцатых годах, когда площадь эта, хотя еще и бедно застроенная, имела более отрадный вид, чем теперь, т.е. вместо навозу и грязи покрыта была ковром зелени. Улицы здешние тоже большею частию широкие; но исправление их идет чрезвычайно медленно, и только некоторые из них приведены в настоящее время в довольно порядочное состояние; прочие же до сих пор находятся в первобытном положении. Несмотря на медленность исправления в устройстве улиц и в обстройке города, замечается огромная разница сравнительно с прежним временем. Теперь все же, хотя по главным улицам возможно в дурное время проходить в калошах; прежде они были буквально не проходимы, и пешеходам часто приводилось терять их в грязи и возвращаться домой в одних сапогах».
Главным видом транспорта в старой Уфе был гужевой: всяческие кареты, брички, дрожки, телеги, верховые лошади. Как правило, было два варианта: экипажи богатых собственников либо извозчиков. В Уфе было 395 извозчиков, перевозивших примерно 1 млн пассажиров в год. В среднем поездка с багажом стоила 40–60 коп. (по 2 коп. за версту) – это было сопоставимо с однодневным заработком неквалифицированного рабочего. Первые автомобили появились в Уфе в 1914 году. До революции в городе числилось 15 легковых автомобилей и мотоциклов.
Забавно, что трамвайный вопрос остро стоял еще сто лет назад: городская Дума никак не могла решить вопрос о трамвае. Так, например, услуги городу предлагал инженер Н.В. Коншин. Власти хоть и признавали, что «трамвай для Уфы желателен», но условия Коншина принимать не хотели из-за слишком высокой стоимости. В 1913 году инженеры Васильев и Штудер предложили проект стоимостью 1,5 млн руб. (по примерным подсчетам, один «николаевский» рубль стоил 1335 современных рублей), но поскольку быстрой окупаемости не предвиделось, его тоже отклонили. В результате строительство первых трамвайных линий началось только в 1936 году.
В 1913 году функционировали 55 предприятий пищевой промышленности, которая за этот год выработала продукции на 710 тыс. руб. В центре было несколько знаменитых заведений. В частности, в доме А.К. Кондратьева – на углу нынешних улиц Октябрьской революции и Ленина – работал магазин, где продавались колбасы всех сортов: от вареных и чесночных до испанских и булонских, сосиски, куры, гуси, утки, поросята, всяческая ветчина. На углу нынешних улиц К. Маркса и Коммунистической находилась колбасная купца Густава Нагеля. В числе прочего там продавалось парижское масло «из настоящих сливок Березовской школы молочнаго хозяйства Ц.А. Ландсберг». В Александровской кондитерской (ул. К. Маркса) работали выписанные из Москвы повара, выпекали хлеб разных сортов дважды в день (горячий хлеб продавался в 7 утра и в 3 часа дня). Цены для любителей сладостей в старой Уфе были высоки. В 1750 году сахар в Уфе стоил в шесть раз дороже меда (сахар – 63 коп./кг, мед – 10 коп./кг)., в 1808 году из-за континентальной блокады Наполеона цены на сахар подскочили еще выше – 1 кг сахара стоил столько же, сколько и 400 кг муки.
Также уфимские купцы и торговые дома, тесно связанные с мировым рынком, торговали продуктами из Китая и Турции. Чаем, кофе и сахаром торговали 15 магазинов на Верхнеторговой площади. Конфетами, тортами, пирожными – кондитерские на каждом углу в центре города. Были и три специальные точки, где торговали крендельками: на Большой Сибирской (ул. Мингажева), Бекетовской (ул. Социалистическая) и Центральной (ул. Ленина). Были и свои известные калачники».
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!